Site icon Пресса в образовании

Чувства, понятные без слов. Балет не нуждается в переводчике. Ему нужна только душа

Балет и сегодня восхищает мир, как и сто лет назад https://pixabay.com/ru

Балет и сегодня восхищает мир, как и сто лет назад https://pixabay.com/ru

27 марта мы отметили Всемирный день театра. Непростые годы становления страны, «постперестройка», лишили нас многих брендов, а некоторым — тем же русским матрешкам — придали несколько лубочный смысл. Но с одним брендом ничего не случилось точно — это русский балет. Им восхищались в мире до случившейся в 1917 году революции, нашим танцовщицам и танцовщикам рукоплескали во времена СССР. Балет и сегодня восхищает мир, как и сто лет назад. Почему — постараемся понять.

Легкое, почти незаметное движение, и невесомая балерина взлетает над сценой и мягко опускается на нее. Она не произносит ни слова, но мы понимаем все и так: минуту назад она была счастлива, теперь — грустит, вот ей одиноко, она в отчаянии, вот снова обретает надежду. Как мы понимаем ее, все, даже те, кто и не думал, что владеет ключом к языку танца? Чтобы найти ответ на этот вопрос, нам придется перенестись на много веков назад: как ни удивительно, истоки балета лежат именно там.

Жест как язык

Древние люди не имели иного способа выразить свои пожелания и чувства, кроме как некими жестами. Труд породил движения ритмичные, они — пляски. Свои пляски были у охотников, принесших добычу, со временем сформировались танцы обрядовые и религиозные. Но славяне исторически не любили танца механического, безэмоционального, и эмоциональную составляющую и характер артиста называли специальным словом — «выходка». Индивидуальность и оригинальность исполнения танца для них были главными.

Со временем танцами начали сопровождать все самые главные события в жизни человека — рождение детей, свадьбы, а то и похороны — ведь танец позволял выразить и скорбь. Потом на Руси появились скоморохи — плясуны и игруны профессиональные. В VIII–X веках сложилось понимание, что плясуны — люди особого дара. Развитие искусства скоморохов привело к делению искусства на жанры. Появились бахари — сказители, гудошники — музыканты и даже глумотворцы — в переводе на современный язык сатирики. Искусство скоморохов развивалось, они сбивались в ватаги, а затем давали представления — именуемые позорищами (в древнерусском языке так называли зрелище). В XVI веке «остроты» танцам добавили забавные маски, завезенные на Русь купцами из Венеции. В период деления власти между светской составляющей государства и церковью досталось и тем, кто работал в «развлекательном секторе», однако строгость патриарха Никона не смогла победить основательности царского престола.

При Алексее Михайловиче острота классовых противоречий достигла апогея, народу стало не до поддержки любимцев, а «элита» требовала развлечений более изысканных. Постепенно скоморошество в виде ярмарочного театра, балагана стало искусством для народа. Но все лучшее, что оно наработало за века существования, перешло на новый уровень. Так и зародился не балет, но «подступы» к нему.

С оглядкой на Запад

С оживлением торговых и политических связей государства Московского с Западом на Русь начали проникать и иноземные увеселения. В 1629 году в Москве появился профессиональный представитель иностранного искусства — Иван Лодыгин, профессиональный плясун на канате и дока в «битие в барабан». Царь Михаил Федорович так умилялся этому искусству, что повелел отдать «немчину» (иностранцу) в обучение 29 юношей из мещан.

Интерес к танцам рос; танцовщики из славян и персов, грузин и среднеазиатов приглашались ко двору все чаще. В 1672 году боярин Артамон Матвеев проинициировал соз дание пастором Иоганном Грегори Кремлевского театра (в Потешном дворце). Его программа состояла из драматических пьес библейского содержания, каждая из которых завершалась танцем — «балетом», по-русски — междусеньем (сеньями называли сцены). Балет того времени представлял собой отдельные танцы, но исполняли их уже в чуть более богато расшитых костюмах, а женские роли играли мужчины. Найти «артистов» Грегори было непросто, зато он отыскал некоего Николу Лиму, офицера инженерных войск, откуда-то знавшего основы сценического искусства. Лиме «вручили» 10 мещан, и он начал их обучать.

Увы, Кремлевский театр не сыграл особенной роли в развитии балета. Но Петр страшно хотел его популяризировать: «продвинутое искусство» помогало ему «воспитывать» упертых бояр. Царь сделал театр общедоступным, а в 1718 году издал знаменитый Указ об ассамблеях, сделав балы делом государственной важности.

Петр заставлял разучивать иностранные танцы, но поощрял и русскую пляску. Тогда проявилась отличительная российская черта: осваивая иноземное, русские все переиначивали на свой лад! В открытом царем Шляхетном кадетском корпусе вскоре появился знаковый персонаж — француз Жан-Батист Ланде, которого можно назвать одним из основоположников танцевального искусства в России. Через три года Ланде показал три первых «балета».

К этому времени французская академия танца уже утвердила моду на театральные костюмы: дамы танцевали в платьях с кринолином на камышовых обручах, на высоких каблуках; мужчины — в коротких юбках-бочонках, также на обручах. В 1737 году Ланде создал проект танцевальной школы, который был утвержден 4 мая 1738 года.

Это и есть день рождения русского балета: тем самым было положено начало «Собственной Ее Величества танцевальной школы» (ныне — Академического хореографического училища им. А. Я. Вагановой), первым танцмейстером которой стал мсье Ланде.

К новым вершинам

В середине XIX века общепризнанный французский балет начал угасать. А вот в России он, напротив, процветал. Этому способствовали и иностранцы — Август Бурнонвилль, Жюль Перро, Энрико Секетти. Приехал в Россию и остался тут мировая знаменитость Кристиан Йоханссон, он танцевал с Еленой Андреяновой в первом ярком балетном спектакле «Жизель», в котором показывал себя и великий танцовщик Мариус Петипа. Его творчество определило сущность русского балетного театра: он умудрился соединить виртуозный танец с драматическим содержанием. Мариус Иванович (1818– 1910) долгие годы возглавлял первый балетный театр мира.

В конце XIX века Франция полностью утратила свои «балетные завоевания», но Россия их сохранила. И все же у русского балета был свой путь. Он отбирал лучшие традиции прошлого, вырабатывал новое, а соединение с драмой понимал как углубление действенности танца и пантомимы, в нем все более важное значение играла музыка. К началу XX века российский балет стал ведущим балетом мира.

Знаменитые «Русские сезоны» — организованные Сергеем Дягилевым гастроли российской труппы за границей — покорили всех. В мире заговорили о музыке Стравинского, танцовщике Нижинском, «работать на балет» стремились лучшие композиторы, музыканты и художники. И хотя после революции 1917 года очень многие завоевания культуры были утеряны, русский балет сохранился и достиг новых высот. Он не растерял традиций, и хотя порой был вынужден «идеологизироваться», по-прежнему привлекал лучших режиссеров, в том числе новаторов. И сегодня балет, высочайшее искусство, имеет один эталон: это балет российский.

Балетные школы

Некоторые из самых известных методов балета получают имена своих создателей. В России, например, из самых известных можно назвать метод Вагановой (в честь Агриппины Вагановой) и метод Легата — в честь Николая Легата. Итальянцы гордятся методом Секкетти, скандинавы — методом датчанина Бурнонвилля. Но мы поговорим все же о наших.

Знаменитая танцовщица (невероятно сильная технически, истинный виртуоз танца) и педагог Агриппина Ваганова начала работать над своей методикой в 1930-е годы. Она занялась обобщением тех данных, что на протяжении долгих лет использовали лучшие балетные педагоги, и своего личного опыта. Так родилась основа академической методики преподавания балета, а еще единая терминология — прежде-то преподавали на французском! Опыт своей преподавательницы Екатерины Вазем и Ольги Преображенской, хореографа Михаила Фокина и одухотворенность Айседоры Дункан, так много «танцевавшей руками», — Ваганова собрала, проанализировала и систематизировала. Она сделала процесс обучения последовательным, ее ученицы шли от простого к сложному, от частного к обобщенному, пользуясь систематизированным материалом. Она установила порядок движений на уроке, выработала положение рук и их координированность в движении, при этом не превратив свою систему в сухарь, позволяя ей развиваться, а преподавателям — использовать свои опыт и мастерство.

КСТАТИ

Поразительно, но саму Агриппину Яковлевну Ваганову (1879 — 1951) — артистку балета, балетмейстера и педагога, основоположника теории русского классического балета — как исполнительницу многие (например, тот же Мариус Петипа) не ценили высоко. Зато как педагог она была блистательна, и ее методика сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Сейчас мир увлекается экспериментами, свободной пластикой, неоклассикой, модерном. Но танцовщик, работающий в таких стилях, даже при превосходном владении своим телом, с классикой просто не справится, не сможет станцевать. А вот те, кто прошел классическую школу балета и овладел невероятной техникой, может танцевать в любом стиле. Увидеть, как проходят занятия балерин, можно в фильме Валерия Тодоровского «Большой».