Отечественная журналистика зародилась именно в Москве: 13 января (по новому стилю) 1703 года на Печатном дворе в Китай-городе был выпущен первый дошедший до нас номер первой русской газеты. Сегодня мы расскажем о том, как развивалась московская система прессы за эти три с лишним столетия.
Москва стала родоначальницей российской прессы, однако совсем скоро ей пришлось выпустить из рук знамя — столицу, а вместе с ней и редакцию первой газеты перенесли в Санкт-Петербург. Отечественная журналистика существует 317 лет, и две трети этого срока — с 1712 по 1918 год — Москва оставалась вторым по экономической и культурной значимости городом страны. Это, безусловно, сказалось на развитии местной печати. Например, в 1905 году здесь выходило 155 периодических изданий — в три раза меньше, чем на берегах Невы. И эти издания довольно сильно отличались от петербургских.
Историки журналистики Борис Есин и Иван Кузнецов писали, что дореволюционная московская печать «лучше отражала российский менталитет», «была в меньшей степени заражена «западничеством» и сильнее ориентировалась на штатскую публику. Добавим, что в Москве выходила главная газета-долгожитель Российской империи, здесь случались самые громкие литературно-политические скандалы и здесь же появилось издание, чей тираж перевалил за миллион экземпляров.
Это царское дело
На Западе газеты — а там первое издание было выпущено в 1609 году в Страсбурге — зарождались как частная инициатива и служили в основном коммерческим целям. В России же они с самого начала мыслились как дело государственное.
Первая русская газета «Ведомости» была создана по указу Петра Первого для пропаганды внешней и внутренней политики страны. Царь лично принимал участие в подготовке, редактировании и отборе материалов. Самый ранний дошедший до нас номер (предыдущие не сохранились) — от 2 (13) января 1703 года. Цитаты из него хорошо известны по учебникам: «На Москве ноября с 24 числа по 24 декабря родилось мужеска и женска полу 386 человек. Из Персиды пишут: Индийский царь послал в дарах великому государю нашему слона»… До 1719 года «Ведомости» издавались в Москве, а потом редакция была перенесена в новую столицу.
Первой собственной газетой наш город обзавелся только в 1756 году. Издание «Московские ведомости» возникло тоже на базе государственной структуры — Московского университета. Сначала газета была посвящена жизни профессоров и студентов, но потом значительно расширила свою тематику. Издание существовало более 160 лет — до 1917 года. Этот рекорд в России до сих пор не побит.
Журналы и скандалы
«…Москва, утратившая свой блеск аристократический, процветает в других отношениях <…> Московский журнализм убьет журнализм петербургский», — предрек Пушкин в заметках «Путешествие из Москвы в Петербург», над которыми работал с 1833 по 1835 год. У него были основания так думать: с конца XVIII по середину XIX века наиболее влиятельными считались издания «старой» столицы. Особенно заметно это стало после разгрома декабристского восстания в декабре 1825 года: московские редакции находились все-таки чуть подальше от императорского двора и могли себе позволить больше смелости. Уточним только, что речь в данном случае не о газетах, а о толстых журналах, посвященных литературе и общественным вопросам.
— «Вестник Европы», основанный в 1802 году Николаем Карамзиным и существовавший до 1830 года, соответствовал своему названию — он был вполне европейского уровня, — рассказывает профессор факультета журналистики МГУ Игорь Волгин. — Это был единственный в России журнал, в котором затрагивались проблемы политики. Самыми известными журналами следующего десятилетия были «Московский телеграф» Николая Полевого (1825–1834) и «Телескоп» Николая Надеждина (1831– 1836). Оба вошли в историю благодаря не только своему содержанию, но и обстоятельствам их закрытия. «Телеграф» погорел, опубликовав суровую рецензию на пьесу драматурга Нестора Кукольника «Рука всевышнего отечество спасла» (произведение очень нравилось императору Николаю I), а «Телескоп» — из-за публикации «Философического письма» Петра Чаадаева.
Правее и назад
Даже в условиях жесткой (и вполне официально существовавшей) цензуры российской прессе удавалось критиковать государственную политику и социальное устройство. Петербургские издания делали это в основном с левых и западнических позиций. А вот оплотом правых и консервативных газет в середине XIX века была Москва.
Славянофильские издания — журнал «Москвитянин» (1841–1856), газета «Молва» (1857) — называли европеизацию причиной общественного расслоения. Для преодоления кризиса предлагалось вернуться к допетровским нравам, когда все классы яко- бы жили в гармонии. Вот характерная цитата из статьи в «Молве», написанной ее редактором Константином Аксаковым: «Публика говорит по-французски, народ по-русски. Публика спит, народ давно уже встал и работает». Из-за этого текста газете пришлось закрыться.
Поистине одиозную репутацию имела в 1850–1880-е годы газета «Московские ведомости», когда ею управлял публицист Михаил Катков. Он пропагандировал идеи борьбы с революционными настроениями, изоляционизма и охранительства. Катков лично писал в каждый номер — а газета выходила ежедневно — весьма эмоциональные передовицы.
— Катков был, что называется, большим роялистом, чем король, — говорит Игорь Волгин. — Николай Лесков в некрологе назвал его «львояростным кормчим» (то есть капитаном) газеты.
Курьер на белом коне
На рубеже XIX–ХХ веков Москва уже могла преподавать всей стране уроки информационного профессионализма. Именно здесь издавались массовые газеты с сильной новостной составляющей. Именно здесь работал «король репортеров» Владимир Гиляровский. «Дядя Гиляй» начал журналистскую карьеру в «Московском листке», выходившем в 1881–1918 годах. Эта ежедневная газета делала ставку на подробное освещение городской жизни и обилие сенсационного чтива. У главного редактора Николая Пастухова были налажены связи с полицией, с канцелярией губернатора, так что его сотрудники первыми узнавали о громких происшествиях. Как вспоминал Гиляровский, образованные купцы стыдились подписываться на эту газету (ведь пришлось бы «светить» свою фамилию!), поэтому… каждое утро гоняли прислугу к разносчику за свежим номером.
Следующим местом работы Гиляровского стала газета «Русское слово», выходившая в 1895–1917 годах и имевшая славу настоящей «фабрики новостей». Ее редактору Власу Дорошевичу удалось добиться неслыханной по тем временам оперативности благодаря использованию, как сказали бы сейчас, самых продвинутых гаджетов. Курьер на белой лошади постоянно курсировал между телеграфным агентством и зданием редакции (находилось на углу Петровки и Рахмановского переулка). А в 1917 году «Русское слово» одним из первых провело к себе круглосуточную прямую телефонную линию. И стало первой в России газетой, чей тираж составил более миллиона экземпляров.
И вторые станут первыми
В 1917 году многие заслуженные газеты были закрыты. На их место пришли другие — и центром отечественной журналистики вновь стала Москва, которой в 1918 году вернули столичный статус.
Здесь выходили (и выходят по сей день) «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Литературка». Появились и чисто городские издания: в 1918 году — «Рабочая Москва» (впоследствии — «Московская правда»), в 1919-м — «Московский комсомолец» (изначально это был листок для политически активной молодежи).
А в декабре 1923 года как приложение к «Рабочей Москве» стала издаваться «Вечерняя Москва». Потом она превратилась в самостоятельное издание и даже пережила бывшую «материнскую» газету (в 2016 году «Московская правда» прекратила выход в печатном виде). Знакомая для истории столичной журналистики картина — то, что казалось периферийным и второстепенным, со временем может выйти на передний план и дерзко заявить о себе.
ТАК ГОВОРЯТ СОТРУДНИКИ РЕДАКЦИИ
РЫБА — черновик текста, обычно информационного. «Всплывает» в том случае, если ожидается, что событие, о котором пишут, закончится незадолго до сдачи номера.
Журналист для экономии времени заранее пишет текст по собранной заранее информации, позднее добавляя в него полученные с мероприятия сведения и живые комментарии спикеров.
ХВОСТЫ и ДЫРЫ — избыток или, соответственно, нехватка текста. Каждый материал на полосе имеет строго ограниченный объем, в который журналист обязан уложиться. То, что не влезает в установленный объем, называют «хвостом» и при редактуре «режут». А если текста, наоборот, не хватило, то появляется «дыра», и тогда его либо дописывает сам автор, либо редактору приходится самостоятельно «разгонять», дописывая по своему усмотрению.
УТКА — ложная информация, опубликованная в средствах массовой информации. В отличие от фейка обычно носит характер шутки. Яркими примерами «уток» можно назвать текст в Le Parisien в 1986 году о переносе Эйфелевой башни ради строительства стадиона или сообщение «Известий» о переходе Диего Марадоны в московский «Спартак» в 1988 году.
ФЕЙК — тоже ложная информация в СМИ, однако в отличие от «утки» это намеренная фальсификация и распространение заведомо ложной информации. Такие новости имеют громкие заголовки и сфабрикованы для обмана читателя с целью увеличения трафика и прибыли.
КОНСЕРВА — написанные материалы, никогда не теряющие своей актуальности. Обычно хранятся на тот случай, если по каким-то обстоятельствам номер лишился одного из запланированных материалов. Тогда из закромов достают «консерву», подбирают ей свежий информационный повод и ставят ее на замену.
ВИСЯК— неполная строка, которая после верстки номера оказалась в начале новой колонки текста. Портит эстетику и поэтому сразу же убирается редакторами.
РАСПИСКА — отпечатанный экземпляр газеты, на котором редакторы отделов или секретари «расписывают», кем подготовлен материал или снята фотография. Необходимо для распределения гонораров за тексты и съемки.
Из чего состоит газетная полоса
Лид
От английского lead paragraph («ведущий абзац»). Призван захватить внимание читателя.
Колонтитул
Cтавится на всех страницах газетного номера, кроме первой, куда обычно входят название газеты, дата ее выхода, номер страницы и ее название, если это предусмотрено макетом. Иногда указывают и номер выпуска.
Разделительные средства
К ним относятся рамки, линейки, концовки, пробелы и различные фигурные элементы (звездочки, ромбики и т.п.). Они используются для разделения текстовых и иллюстрационных материалов и для выделения важнейших из них.
Иллюстрации
Фотографии и инфографические элементы с поясняющими подписями для упрощения восприятия материала.
Заголовки
Бывают разных уровней — от первого до шестого (где первый набирается самым крупным кеглем).
Буквица
Первая прописная буква текста увеличенного размера Применяется для обозначения начала материала или его разделов, иногда ее называют фонарем.
Колонка
Обычная полоса делового ежедневного выпуска «Вечерней Москвы» и «Прессы в образовании» в формате А2, который является наибольшим из возможных — 420х594 мм, — разбита на восемь колонок, хотя есть и отдельные исключения. Общее правило — от шести до восьми колонок.
Врезы и подверсты
Многие крупные тексты для упрощения восприятия их читателем и вынесения важных деталей — главных мыслей или идей — снабжаются специально оформленными врезами или подверстами — вынесенными отдельно комментариями специалистов, справочной информацией и т.д.
Кегль
Размер площадки, на которой размещается печатная буква. Включает в себя высоту строчного знака с верхними и нижними выносными элементами. Размер кегля считается в типографских пунктах, единица которого равна 0,376 мм. Самый маленький кегль — это «бриллиант», состоящий из трех пунктов, а самый большой — «реал», равен 120 типографским пунктам.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Моисеев, экс-президент гильдии издателей и распространителей периодической печати:
— У печатных СМИ, безусловно, есть будущее. Читатели вовсе не готовы полностью отказаться от бумажных изданий в пользу электронного формата. Главные проблемы традиционной прессы в другом. Во-первых, из-за проседания экономики сократился приток рекламы, доходы от которой составляли до 80 процентов бюджета некоторых изданий, и это во всем мире так. Во-вторых, в нашей стране полностью парализована сеть распространения. Киосков становится все меньше, потому что на одних газетах много не наторгуешь — нужны сопутствующие товары. А перечень того, что можно продавать в газетных киосках, ограничен.
Думается, в наиболее сложном положении окажутся коммерческие издания, не имеющие поддержки государства, и ежедневные газеты — все равно сложно конкурировать с интернетом в скорости. Выживут достаточно весомые таблоиды с хорошим контентом и хорошей аналитикой, и они будут в основном, как мне кажется, распространяться бесплатно.