Когда между двумя российскими столицами построили скоростную магистраль, поездки из Санкт-Петербурга в Москву стали занимать всего два часа. А когда-то на дорогу уходило чуть меньше суток.
Заместитель главного редактора журнала «Историк» Арсений Замостьянов рассказывает «ПвО», что с 1820 года несколько лет в России шел спор: имеет ли смысл в нашей стране строить железную дорогу? Ведь многих пугала современная техника.
— Считалось, что возвести стальную магистраль в нашем климате невозможно, — говорит он. — Спорам пришел конец, когда императора Николая I убедили в том, что железные дороги незаменимы для переброски войск.
Существует легенда, что трасса, соединившая две наши столицы, получилась столь прямой, потому что Николай Павлович провел ее по линейке — и никто не решился спорить с монархом. На пути карандаша оказался государев палец, из-за чего получился небольшой изгиб в районе рек Мсты и Веребьи.
— Трасса была прямой, в соответствии с инженерным замыслом, — уточняет Арсений Замостьянов. — А вот обход в районе речки Веребьи построили уже позже. Магистраль начали строить одновременно с двух сторон. Руководили работами инженеры Павел Мельников и Николай Крафт — добросовестные въедливые специалисты.
Протяженность Петербургско-московской железной дороги была 645 километров. Столь длинной двухпутной дороги в то время не существовало ни в Европе, ни в Америке. Но в огромной России это была, если не считать трассы из Петербурга в Павловск и Царское, единственная железная дорога. Она стала настоящим символом прогресса. Кроме «чугунки» возвели более тридцати станций, два вокзалаблизнеца в обеих столицах, девять локомотивных депо, около 200 мостов, проложены 70 водопропускных труб, 20 путепроводов. Зем ляное полотно дороги возводилось шириной 9,45 метра и было рассчитано на два рельсовых пути.
— Царь проехал по дороге еще в августе 1851 года. Проверили работу чугунной трассы и гвардейцы, — рассказывает эксперт. — Правда, с открытием постоянного пассажирского движения не торопились, ведь еще очень многое нужно было привести в порядок.
1 (13) ноября 1851 года в 11:15 из Санкт-Петербурга в Москву отправился первый поезд, состоявший из паровоза, двух мягких, трех жестких и одного багажного вагона.
— Тысячи людей провожали первопроходцев, заполнив пространство вокруг Московского вокзала (Путевого двора). 192 пассажира совершили путешествие «с ветерком», — говорит историк. — Их встречали и провожали с оркестром, а документы у путешествующих на время пути изымали. На всякий случай, для безопасности и строгого учета. Они прибыли в Москву через 21 час 45 минут. По тем временам — фантастически быстро. И это несмотря на снег, который выпал накануне. Кстати, первые вагоны не отапливались. Отогреться горячим чаем можно было на станциях. Потом под ноги пассажирам стали ставить раскаленные стальные ящики. А в теплую погоду добраться из Петербурга в Москву можно было за 18 часов.
Любопытно, что при проезде по железнодорожным мостам знатным пассажирам (а в первую очередь — Николаю I) не рекомендовалось находиться в поезде, и они шли пешком.
Очень скоро жизнь показала, что скепсис финансистов не имел оснований: дорога быстро окупилась. А доставка товаров по «чугунке» оказалась выгоднее речных путей и всяческих повозок.
— Самое главное, что дорога и сегодня служит нам верой и правдой, — резюмирует Арсений Замостьянов. — Пришло время быстроходных поездов, но едут они по трассе, которую заложили крепостные крестьяне николаевских времен. К счастью, сохранились и вокзалы в обеих столицах — творение зодчего Константина Тона.
Здание Ленинградского, такое название вокзал получил в 1937 году, а до этого он назывался Петербургским, Николаевским и Октябрьским, было решено строить на Каланчевском поле. Ведь там никому не мог помешать шум от паровозов. А кроме того, летящие искры не вызывали бы пожаров. Постройка получилась внушительных для того времени размеров. На первом этаже разместились большой вестибюль и залы для пассажиров и императора, а на втором этаже жили специалисты железной дороги. Внутренняя отделка здания вышла великолепной. Там был дубовый паркет, печи, облицованные мрамором. А в обстановку императорских покоев входили даже зеркальные шкафы.
Между Санкт-Петербургом и Москвой со средней скоростью около 30 километров следовали два пассажирских и четыре товарных поезда. В 1932 году на Октябрьской железной дороге появились пассажирские паровозы «ИС» (Иосиф Сталин). А чуть позже по дороге «побежали» и экспрессы «Красная стрела».
ИНТЕРЕСНО
Изначально ширина колеи в России (позже — в СССР) составляла 1524 мм (5 английских футов) против 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюйма), которая используется в Европе. С мая 1970 года железные дороги СССР для увеличения стабильности движения грузовых поездов начали менять этот размер на 1520 мм. Эта же ширина колеи используется практически во всех странах СНГ, Монголии, Финляндии и части Польши.
ЦИФРЫ
Сегодня на Октябрьской железной дороге действует 620 станций. Кроме того, тут работают 17 эксплуатационных локомотивных и 1 вагоноремонтное депо. В среднем за сутки по трассе курсируют 513 грузовых поездов, 125 пар пассажирских поездов, 584 пары пригородных поездов, в том числе 107 пар пригородно-городских поездов МЦД-3. К ним можно добавить 13 пар высокоскоростных поездов «Сапсан», которые покрывают расстояние между Москвой и СанктПетербургом за 4 часа.