Советские дети все свободное время проводили во дворе. Они играли в футбол, казаков-разбойников, вышибалы и другие игры, которых тогда было множество. Фото 1959 года / Фото: Валерий Кругликов / РИА Новости

Игры нашего двора. Они воспитывали нас, учили жизненной мудрости и компромиссам

  • Ольга Кузьмина
  • 22.05.2023

На пороге лето. Детский лагерь, спортивные сборы, дача, поездка к бабушке — у всех оно пройдет по-разному. Ну а когда-то оно проходило не только в поездках, но и просто во дворе, где гуляли без особого надзора и, главное, ничего не боясь. И если вы думаете, что кому-то было скучно, то глубоко заблуждаетесь. О развлечениях, которые воспитывали, как педагоги, дворовых играх периода детства ваших родителей и пойдет сегодня речь.

Скакалки и мел для классиков, мяч, бадминтон, если повезло — набор для городков, «резиночки» для прыжков — вот он, арсенал того, без чего невозможно было представить себе выход во двор родного дома.

Он был невелик, но очень ценился неизбалованными советскими детьми. Кстати, детские площадки были не такими, как сейчас, а простенькими, но во многих дворах с песочницами и качелями.

Наша «школа жизни»

Девчонки играли там в дочки-матери, мальчишки помладше — в машинки, постарше — в мяч или вынесенные во двор шашки-шахматы. Но главным развлечением были, конечно, совместные игры. Именно они, эти университеты социального общения, формировали у детей навыки взаимодействия, учили и отстаиванию своих интересов, и поиску разумных компромиссов.

Тут возникали ссоры — как без этого! — и настоящая дружба, тут учились общаться, а иногда и «дружить против». К тому же в детском сообществе были довольно строго очерчены и гендерные роли. Никто не запретил бы мальчишкам принимать участие в игре в дочки-матери или классики, но посмотрели бы на это с легким изумлением, честное слово. Ну классики бы еще простили…

— Как и в животном мире, в человеческом игра преследует цель подготовить человека к будущей успешной жизни. В послевоенное время, играя в «наших и немцев», дети проигрывали военный сценарий и, соответственно, были морально готовы к армии и войне. Девочки играли в дочки-матери, и понятно, что это готовило их к будущему материнству, — рассказывает психолог Марина Никитцова. — Сейчас девочки играют в Brawl Stars наравне с мальчиками, а там нужно сражаться и «качать скиллы» (повышать характеристики персонажа). К чему это приведет? Если в семье нет примера (неполная семья), то девочке просто неоткуда взять рабочую модель семейных отношений, а это значит, она будет искать, пробовать и, возможно, примерять на себя разные модели семьи. Но про то, что она сражалась на равных с мальчиками, она точно не забудет…

А вот в части других игр равенство было почти абсолютным. «Почти» — потому, что не обязательно со всей очевидностью, но исподволь девочки все же считались более слабым полом. И мальчики, может, и дергали их за косички, но приучались к мысли, что их надо защищать.

Дворовые игры, которых было невероятное количество, условно можно разделить на подвижные и «умственные». Всеобщей любовью были, конечно, прятки, догонялки-салки, жмурки, у которых было море разных правил, и казаки-разбойники— «игра всех времен и народов»! Для нее нужно было собрать как можно больше народу, минимальное количество участников ограничивалось четверкой смелых и быстрых. «Казаки» преследовали «разбойников», те «шифровались», рисуя мелками иногда обманные направления движения, попадали в полон к шустрым «казакам».

Азарт игра возбуждала невероятный! А в заранее определенной «тюрьме» у «разбойников» выпытывали секретное слово, и ведь пытали по-настоящему — щекоткой. Иной раз после казаков-разбойников представители обеих команд просто падали от эмоций и напряжения, но с каким же восторгом все вспоминалось!

— Когда довольный, чумазый, уставший и голодный ребенок приходил домой, родители ворчали, но все-таки были довольны тем, что дите при деле. Что мы потеряли, перестав играть? Мы активно общались, при этом примеряли на себя разные роли в играх, пробовали выстраивать отношения с компаниями из соседних дворов, — рассказывает психолог Вероника Симонова. — А еще испытывали гамму эмоций, что способствовало развитию личности каждо- го, развивали фантазию.

Игры были разными — как правило, тематическими, начиная с дочки-матери, заканчивая войнушкой, без гаджетов, YouTube и других устройств и помощников.

Палка была и автоматом, и волшебной палочкой, и чем только не была! А какой была физическая активность. Рано утром уходили, поздно вечером приходили. Целый день в движении и на воздухе — сплошная польза. А еще игры развивали гибкость мышления и находчивость. Целый день на улице, есть хочется, а домой — лень, или опасно — мама заставит остаться! Сколько уловок шло в ход, чтобы быть сытым, не попасть к маме в домашний плен и наиграться вдоволь!

Очень затратной физически была знаменитая «резиночка» — игра типично девчачья, но втайне любимая и мальчишками. Количество правил в «резиночке» было огромным, они менялись и от двора к двору, не то что от города к городу. Главное было найти длинную резинку и сбить команду участников. Связанная кольцом, резинка фиксировалась на разных уровнях стоящих напротив друг друга участников игры, и чем сложнее уровень, тем выше она поднималась. Самый простой уровень игры начинался на уровне щиколоток играющих, а затем поднимался до колен и выше, при этом были разработаны хитроумные варианты прыжков: «ступеньки», «бантики» и так далее. Вообще, все зависело только от мастерства прыгающих. Сбившийся игрок вылетал из соревнования.Игры нашего двора. Они воспитывали нас, учили жизненной мудрости и компромиссам

От вышибал и до лапты

Конечно же, в фаворе были и классики. Расчерченные мелом на асфальте квадратики и толпа, собравшаяся вокруг них, были видны издалека! Игровое поле — 10 равных квадратов, по пять клеток в каждом столбце, завершалось полукругом под названием «котел» или «огонь». Толкая перед собой в прыжке битку (например, круглую коробочку из-под гуталина), игрок перепрыгивал из квадрата в квадрат, стараясь не наступать на ограничительные линии каждого из них. Не должна была попадать на линии и бита. Для каждого тура игры выдумывались особые правила: прыгаешь ли ты тут на одной ноге, на двух, только на левой…

Несколько вариантов игры было и у вышибал. Иногда эта популярная игра, из которой «вылетал» тот, в кого попадал разящий мяч соперника, трансформировалась в «картошку» — тогда «вышибленные» люди не покидали игровое поле, а оказывались внутри него, между играющими командами, сидя на карточках, и могли спастись, перехватив в прыжке летящий над их головами мяч.

Не везде, но играли во дворах и в лапту — старинную игру, ныне вновь набирающую популярность. На ровном поле проводят две линии на расстоянии около 15–20 метров. Первая линия — это город, вторая — дом. Бьющий встает за черту «города», остальные стоят за «домом». Бьющий подбрасывает мяч и ударяет по нему битой, а игроки за «домом» пытаются его поймать, пока он не упал на землю. Не удалось? Тогда бьющий вновь отправит его «по маршруту»!

Из старинных игр были в почете и городки, но для этой игры (любимицы царей, Льва Толстого и многих-многих других) нужна была особая площадка. В городки играли, разделившись на две команды по 5 человек, совершая поочередно по десять бросков по специально сложенным фигуркам. Кстати, существует 15 разнообразных фигур, которые поочередно вышибаются игроками разных команд. В советские времена игра была очень популярна, и звание мастера спорта по городкам никого не удивляло.

Любой, чье детство прошло до перестройки, с восторгом вспомнит также игры, в которые играли иногда двор на двор. В «Море волнуется раз…», например, нужно было замереть в виде той или иной фигуры, которую должен был угадать игрок. Игра имела огромное количество вариантов правил, важно было договориться о них заранее, или, как говорят, «на берегу».

Посмеяться над собой

Помимо игр, которые можно назвать спортивными, дворовые развлечения были богаты играми командными, но тихими.

Например, знаменитая игра «Съедобное-несъедобное» развлекала не одно поколение советских школьников.

Поймать мяч, если услышишь название чего-то того, что можно съесть, — вроде бы несложная задача. Но сколько же было хохота, когда ловили мячи, «съедая» несъедобное! Тренировала внимание и скорость реакции и незатейливая игра в «Колечко»: догадаться, кому ведущий вложил в сомкнутые ладони кольцо, было непросто.

— К сожалению, с развитием технологий и появлением соцсетей у детей стало меньше времени на дворовые игры. Вместо того чтобы играть на улице, ребята проводят большую часть времени за компьютером или в телефоне, — констатирует маркетолог Эмиль Ахундов. — Это ведет к ухудшению физического и психологического здоровья детей, их социального развития, уменьшению способности к общению, снижению интереса к здоровому образу жизни. Таким образом, дворовые игры — это необходимая часть детства, которая способствует здоровому развитию ребенка и укреплению его физических и социальных навыков. Это важно для нашего общества в целом, поэтому необходимо поощрять детей играть на свежем воздухе и проводить время с друзьями.

МНЕНИЯ

Ольга Шарапова, заслуженный врач России, профессор, главный врач ГКБ им. В. В. Виноградова:

— Помню, в детстве я любила играть с одноклассниками в казаки-разбойники. Эта игра очень активная, она задействует едва ли не все группы мышц человека. Конечно же, это очень полезно, как врач я это знаю. Ведь участникам игры постоянно приходится прыгать, прятаться от «казаков», бегать. Также эта игра развивает мышление и смекалку у ребенка. Очень важно и общение со сверстниками.

Конечно же, я всем советую подвижные игры. Это ни в коем случае нельзя сравнить с гаджетами, в которых, к сожалению, сейчас дети проводят очень много времени.

 Айгуль Гранд, психолог:

— В детстве мы играли в «Борьбу за знамя», прятки, «12 палочек», классики, чечетку, крестики-нолики. Эти игры развивали коммуникативные навыки, помогали проявлять и формировали лидерские качества.

Мы создавали команду, а значит, учились выбирать сильное окружение, учились дружить, достигать вместе цели. Активные игры учили ориентироваться в пространстве, выстраивать маршруты, развивали логику. Главное — мы всегда могли себя занять, так как создавали свои игры сами. Достаточно было выйти во двор! Поэтому прошлые поколения детей были более творческими и самостоятельными.

Сейчас дети не субъект, а объект игры. Мы их развлекаем — предлагаем готовые наборы конструкторов, настольных игр, приглашаем на праздники аниматоров, приводим в игровые комнаты, где уже все продумано за них. Все это возможно, если у родителей есть деньги. Если денег нет, дети залипают в интернете.

Из-за неумения формировать социальные связи, организовывать свой досуг дети стали пассивными, скучными и одинокими. Мы же благодаря играм учились общаться, дружить, строить общество внутри общества. Не обходилось и без конфликтов. В них сильные «выживали», а слабые постепенно уходили в другие коллективы по своему темпераменту и интересам.

Рекомендации