Александр Федорович Можайский создал свой самолет еще до того, как это сделали братья Райт. «ПВО» узнала, как тестировали его детище.
Родился Александр Федорович 21 марта 1825 года в Выборгской губернии. С самого детства примером для будущего изобретателя служил его отец — адмирал русского флота Федор Тимофеевич Можайский. Когда Александр вырос, то сначала окончил морской кадетский корпус, а после него отправился на Балтийский флот, где служил гардемарином. В 1854 году, будучи уже старшим лейтенантом по званию, Можайский отправился в кругосветное плавание. В 1876 году Александр начал работать над проектом по созданию летательного аппарата.
— Идея возникла у Можайского после его наблюдений за полетом птиц, — рассказывает заслуженный летчик-испытатель Игорь Сирота. — Перед тем как построить самолет, Александр делал его модели.
По словам Сироты, пытаясь повторить строение тела птиц, Можайский сначала сооружал воздушных змеев с обшивкой из перьев.
— Изделие не оправдало себя, оно было слишком тяжелым, — уточняет эксперт. — Следующий воздушный змей был с буксировкой гужевой повозкой (вид транспорта, который запрягали несколькими лошадьми. — «ПВО»). На короткое время ему даже удалось подняться и пролететь над землей.
Можайский тщательно продумывал все детали своего проекта. Согласно его расчетам, крыло модели самолета должно было быть примерно 23 метра. Корпус летательного аппарата (фюзеляж) — 15 метров в длину. Вес такой конструкции составил около 800 килограммов.
Согласно заметкам самого изобретателя, у модели было четыре колеса под фюзеляжем. Модель могла совершить устойчивые полеты со скоростью от пяти метров в секунду (около 18 километров в час). А к 1881 году основная конструкция летательного аппарата уже была готова. Поэтому приступили к сборке самолета. Работы по его созданию проходили на участке Красносельского военного поля. К 1882 году самолет под названием «Жар-птица» был готов. Можайскому на тот момент было 57 лет. Сначала проходили наземные испытания. На них проверяли возможность разгона готового аппарата и его силовую тягу.
— Самолет весил около 160 килограммов. Мощность паровых двигателей составила 30 лошадиных сил, — говорит Игорь Фридрихович.
На время первых испытаний за штурвалом «Жар-птицы» сидел механик и помощник Александра Федоровича Иван Голубев, говорится в военной энциклопедии Сытина. Там сказано, что, «будучи неустойчивым, аппарат зацепился крылом за землю, сломав его. К сожалению, дальнейшие опыты не проводились из-за отсутствия денежных средств».
— Прошло 142 года с момента испытания первого в России и мире полномасштабного самолета, предназначенного для транспортировки человека, — рассказывает заместитель директора института № 1 «Авиационная техника» МАИ Денис Прокопенко. — С тех пор отечественное самолетостроение значительно продвинулось в своем развитии. Речь идет о надежном и качественном производстве крылатых машин, внедрении искусственного интеллекта. Сейчас в России разрабатывается и производится целая линейка самолетов, созданных для труднодоступных районов и региональных перевозок.
— Можно заявить, что профессия авиаконструктора сегодня — одна из самых престижных, востребованных и высокооплачиваемых, — отмечает Денис Прокопенко. — В рамках участия МАИ в реализации пилотного президентского проекта по совершенствованию системы высшего образования наши программы подготовки специалистов в области авиастроения с 2023/2024 учебного года переведены в новые форматы базового и специализированного высшего образования, — продолжает Прокопенко. — Акцент в обучении сделан на практическую составляющую, в учебные планы добавлены модули для углубленного освоения перспективных технологий. Кроме того, большое внимание уделяется формированию у будущих специалистов бизнес-мышления. Выпускник программы станет комплексным специалистом, понимающим процесс создания своего продукта — от идеи до коммерческой реализации. По окончании обучения авиаконструктор сразу может пойти работать на предприятие.