Site icon Пресса в образовании

К созданию самолета привели наблюдения за птицами

Unsplash

Unsplash

Александр Федорович Можайский создал свой самолет еще до того, как это сделали братья Райт. «ПВО» узнала, как тестировали его детище.

Родился Александр Федорович 21 марта 1825 года в Выборгской губернии. С самого детства примером для будущего изобретателя служил его отец — адмирал русского флота Федор Тимофеевич Можайский. Когда Александр вырос, то сначала окончил морской кадетский корпус, а после него отправился на Балтийский флот, где служил гардемарином. В 1854 году, будучи уже старшим лейтенантом по званию, Можайский отправился в кругосветное плавание. В 1876 году Александр начал работать над проектом по созданию летательного аппарата.

— Идея возникла у Можайского после его наблюдений за полетом птиц, — рассказывает заслуженный летчик-испытатель Игорь Сирота. — Перед тем как построить самолет, Александр делал его модели.

По словам Сироты, пытаясь повторить строение тела птиц, Можайский сначала сооружал воздушных змеев с обшивкой из перьев.

— Изделие не оправдало себя, оно было слишком тяжелым, — уточняет эксперт. — Следующий воздушный змей был с буксировкой гужевой повозкой (вид транспорта, который запрягали несколькими лошадьми. — «ПВО»). На короткое время ему даже удалось подняться и пролететь над землей.

Можайский тщательно продумывал все детали своего проекта. Согласно его расчетам, крыло модели самолета должно было быть примерно 23 метра. Корпус летательного аппарата (фюзеляж) — 15 метров в длину. Вес такой конструкции составил около 800 килограммов.

Согласно заметкам самого изобретателя, у модели было четыре колеса под фюзеляжем. Модель могла совершить устойчивые полеты со скоростью от пяти метров в секунду (около 18 километров в час). А к 1881 году основная конструкция летательного аппарата уже была готова. Поэтому приступили к сборке самолета. Работы по его созданию проходили на участке Красносельского военного поля. К 1882 году самолет под названием «Жар-птица» был готов. Можайскому на тот момент было 57 лет. Сначала проходили наземные испытания. На них проверяли возможность разгона готового аппарата и его силовую тягу.

— Самолет весил около 160 килограммов. Мощность паровых двигателей составила 30 лошадиных сил, — говорит Игорь Фридрихович.

На время первых испытаний за штурвалом «Жар-птицы» сидел механик и помощник Александра Федоровича Иван Голубев, говорится в военной энциклопедии Сытина. Там сказано, что, «будучи неустойчивым, аппарат зацепился крылом за землю, сломав его. К сожалению, дальнейшие опыты не проводились из-за отсутствия денежных средств».

— Прошло 142 года с момента испытания первого в России и мире полномасштабного самолета, предназначенного для транспортировки человека, — рассказывает заместитель директора института № 1 «Авиационная техника» МАИ Денис Прокопенко. — С тех пор отечественное самолетостроение значительно продвинулось в своем развитии. Речь идет о надежном и качественном производстве крылатых машин, внедрении искусственного интеллекта. Сейчас в России разрабатывается и производится целая линейка самолетов, созданных для труднодоступных районов и региональных перевозок.

— Можно заявить, что профессия авиаконструктора сегодня — одна из самых престижных, востребованных и высокооплачиваемых, — отмечает Денис Прокопенко. — В рамках участия МАИ в реализации пилотного президентского проекта по совершенствованию системы высшего образования наши программы подготовки специалистов в области авиастроения с 2023/2024 учебного года переведены в новые форматы базового и специализированного высшего образования, — продолжает Прокопенко. — Акцент в обучении сделан на практическую составляющую, в учебные планы добавлены модули для углубленного освоения перспективных технологий. Кроме того, большое внимание уделяется формированию у будущих специалистов бизнес-мышления. Выпускник программы станет комплексным специалистом, понимающим процесс создания своего продукта — от идеи до коммерческой реализации. По окончании обучения авиаконструктор сразу может пойти работать на предприятие.