Site icon Пресса в образовании

Капитан на подводной лодке, что Бог на небе

Капитан на подводной лодке, что Бог на небе

30 января 1945 года. Атака советской подводной лодки С-13. Изображение из собрания П. Каменченко

В годы Великой Отечественной войны советские подводники пустили ко дну не один десяток кораблей противника. Сегодня мы рассказываем об их самых ярких победах.

По словам научного сотрудника Центрального музея Вооруженных сил и военного историка Валерия Миловидова, еще одной крупной победой Александра Маринеско можно считать потопление корабля «Генерал Штойбен». Это случилось уже через неделю после гибели «Густлоффа», после пятичасовой погони, даже несмотря на то, что корабль усиленно охраняли.

— Корабль затонул через 15 минут, — говорит Валерий Миловидов. — Маринеско ушел в открытое море в надвод ном положении. «Генерал Штойбен» имел водоизмещение порядка 15 000 тонн. На борту находились солдаты вермахта. Корабль спустили на воду в 1922 году, но назывался он тогда «Мюнхен». Прошло восемь лет, и лайнер сгорел в порту Нью-Йорка. Но в 1931 году его отремонтировали и спустили на воду уже под другим названием.

Другой героической атакой советских подводников стала попытка Николая Лунина торпедировать линейный германский крейсер «Тирпиц».

— Он был назван в честь адмирала Альфреда фон Тирпица и спущен на воду в 1939 году, — продолжает Валерий Миловидов. — Размеры составляли 253 метра в длину и 36 в ширину. Водоизмещение судна — 53 000 тонн. Одна из атак на него была совершена Николаем Луниным, командующим подлодкой К-21.

По словам эксперта, Лунин претендует чуть ли не на 17 потопленных кораблей, но официально подтверждены только два.

— Некоторые источники заявляют, что атака «Тирпица» оказалась успешной, но в немецкой документации отсутствует какое-либо упоминание повреждений крейсера, — говорит Валерий Миловидов. — Лунин атаковал противника со слишком большой дистанции. Попадания торпед он не наблюдал, но через 5–10 минут были слышны два громких взрыва. Техника в те времена не позволяла подтвердить, было ли попадание торпед в крейсер.

Военный эксперт, капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин тоже считает, что Николай Лунин атаковал немецкий «Тирпиц».

— Он командовал лодкой типа К — «Крейсерской», — говорит Василий Дандыкин. — На ней было 10 торпед. Немцы долгое время не признавались, но вполне вероятно, что попадание было. Но для того, чтобы окончательно потопить такой корабль, требовалась не одна торпеда.

По словам военного эксперта, «Тирпиц» подремонтировали в норвежских доках. И уже после этого его окончательно добили англичане.

— Когда же немцы признаются, что их потопили русские? Никогда! — уверен эксперт. — Так или иначе, Лунин заходил в атаку. И торпеды вышли, пошли. И взрывы были.

Василий Дандыкин подчеркивает, что Александр Маринеско, безусловно, остается безоговорочным лидером по суммарному тоннажу уничтоженных кораблей среди советских подводников.

— Второй по тоннажу стала лодка Л-3 под командованием подводника-балтийца Петра Денисовича Грищенко, — рассказывает Василий Дандыкин. — А по искусству кораблевождения и по использованию оружия, тактике, словом, по всем остальным показателям она была лучшей. Петр Грищенко совершил пять боевых походов, уничтожив 17 боевых кораблей и одну субмарину врага общим водоизмещением 65 тысяч тонн.13 из них подорвались на установленных им минных полях, пять — уничтожены виртуозными торпедными атаками. Он был удостоен звания Героя Советского Союза, которое ас из асов так и не получил.

При этом можно выделить еще целую плеяду героев-подводников. Один из них — Магомед Гаджиев, ставший первым жителем Дагестана, удостоенным звания Героя Советского Союза. Он ввел в практику подводников потопление транспортов противника из артиллерийских орудий, которыми были оснащены лодки типа К. Так, по приказу Гаджиева его лодка однажды всплыла и приняла артиллерийский бой против трех сторожевиков врага. Ему приписывают крылатую фразу: «Нигде нет такого равенства, какое существует на подводной лодке, где все или побеждают, или погибают».

Василий Дандыкин вспоминает имя Героя Советского Союза Израиля Фисановича.

Он стал не только первым подводником, которому удалось прорваться по фьорду во вражеский порт Петсамо, но и командиром, сумевшим за один поход уничтожить два транспорта врага.

— Не знаю, кто из наших подводников потопил пароход с тысячами полушубков для немецкого корпуса, который воевал против нас, — говорит Василий Дандыкин. — Но погода на севере плохая. И фактом стало то, что немцев лишили теплой одежды.

Из моряков-североморцев выделяется и Иван Колышкин — первый из подводников, удостоенный в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза. По советским источникам, с начала войны по январь 1942 года подводные лодки дивизиона под командованием капитана 2-го ранга Колышкина потопили восемь транспортов и сторожевых кораблей противника общим водоизмещением 72,5 тысячи тонн.

— Это была целая плеяда подводников, — говорит Василий Дандыкин. — На Черном море воевал Михаил Васильевич Грешилов, командовавший «Малюткой». Он стал одним из главных черноморских подводников. Здесь было очень сложно работать. А на Балтике каждый поход часто становился дорогой в один конец. Балтийское море унесло жизни очень многих моряков. Да и немцы перекрыли всю Балтику противолодочными сетями. Кстати, о боевой работе подводников как-то очень любопытно отозвался первый человек, полетевший в космос, — Юрий Алексеевич Гагарин. Уже после легендарного приземления его однажды привезли в Севастополь и там показали подводную лодку. Гагарин, побывав на ней, вышел и сказал: «Проще, наверное, еще раз слетать в космос, чем служить тут».

ВЕХИ

Первые попытки создания подводной лодки относятся к 1718–1721 годам,когда крестьянин Ефим Никонов построил и приступил к испытаниям первого «потаенного судна».После смерти Петра I проект не получил реализации, зато заложил первоосновы подводного кораблестроения в России. В последующие годы было несколько попыток строительства лодок. Наиболее успешными можно считать проекты инженера Степана Джевецкого, которому удалось создать и построить несколько подводных аппаратов. Однако технический уровень данных подводных лодок не позволял признать их полноценными боевыми кораблями. И лишь 13 марта 1906 года императорским указом в составе российского флота было признано существование отдельного класса кораблей — подводных лодок. Эта дата стала днем рождения Подводных сил России.