1xbet Giriş betturkey giriş betist Giriş kralbet Giriş supertotobet giriş tipobet giriş matadorbet giriş mariobet giriş bahis.com tarafbet giriş sahabet giriş gonebete.com zbahis.com twinplaybet.com casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu gonebete.com zbahis.com twinplaybet.com xslotx.com dezperadoz.com güvenilir rulet siteleri 24hrbetting.com casino siteleri onlinecasinontx.com slot oyna blackjack siteleri 1xbitgiris.org venusbetgiris.net betebet giriş casino-real-games.com 1win giriş deneme bonusu
Mynet Sohbet holiganbet holiganbet sahabet sahabet onwin onwin
levant casino casinolevantgiris.com levant casino levant casino levantguncel.com levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino levant casino vidobet vidobet vidobet vidobet denemebonusu.com betgitguncel.org betmaldives.org onlinecasinomaldives Maldives Casino casino siteleri adaxbetguncelgiris.org
Доцент кафедры космических систем и ракетостроения Московского авиационного института Виктор Береговой рассказывает о работе станции «Алмаз» / Наталья Тростьянская

Космические успехи: многолетний опыт и новые технологии позволят освоить Луну

  • Наталья Тростьянская
  • 10.04.2023

12 апреля — День космонавтики — праздник, который знают все. Пожалуй, нет человека, который не хотел бы полететь в космос, испытать чувство невесомости, посмотреть на Землю из иллюминатора, полюбоваться звездами, ведь в космосе они светят гораздо ярче. Что ж, откроем секрет: стать космическим туристом можно и на Земле. В рамках Десятилетия науки и технологий в России разработан экскурсионный маршрут «Москва космическая». В него вошли места и предприятия, многие из которых были закрыты для посетителей.

Рядом с Музеем истории Космического научно-производственного центра имени Хруничева стоит ракета с надписью: «Вперед в будущее». Это пятиметровый макет ракеты-носителя тяжелого класса «Ангара-А5». В реальности она примерно в 10 раз больше и способна вывести на орбиту до 25 тонн полезной нагрузки.

— Это наше настоящее и будущее, — говорит директор музея Вадим Аксенов, показывая ряд из моделей современных ракет-носителей семейства «Ангара». — Они созданы в России для российских космодромов. Летают на экологически чистом топливе.

Долететь до Луны

«Ангару-А5» уже запускали с северного космодрома Плесецк, он находится в Архангельской области. Ракета доставила на орбиту два спутника. В дальнейшем «Ангару» будут запускать и с космодрома Восточный в Амурской области. Для этого туда уже отправили стартовый комплекс. На заводе тем временем дорабатывают ракету-носитель «Ангара-А5В».

— Буква «В» означает, что третья ступень и разгонный блок будут в качестве топлива использовать водород, а в качестве окислителя — кислород, то есть, по сути, воду, — поясняет экскурсовод музея Александр Кузнецов.

Именно эту ракету Роскосмос планирует использовать как основную для осуществления Лунной программы.

Но для начала к естественному спутнику Земли уже этим летом отправят автоматическую межпланетную станцию «Луна-25». У нее будет две основные задачи: отработать мягкую посадку, найти полезные ископаемые и воду. А «Ангара-А5В» сможет доставить на окололунную орбиту модули для будущей станции и космонавтов. На макете, на самом верху ракеты-носителя, установлен будущий космический корабль «Орел». Сейчас он проходит испытания. Первый полет в беспилотном режиме запланирован на 2025 год.

«Мир» в музее

Так вышло, что Центр имени Хруничева пока не занимался пилотируемой космонавтикой: ни одна ракета местного производства еще не доставляла людей на объекты, расположенные за пределами Земли. Однако благодаря заводу на орбите оказались все станции начиная с «Салюта». С этим успешно справились ракеты-носители семейства «Протон». Они летают до сих пор, их запускают с космодрома Байконур в Казахстане.

— Это наша «рабочая лошадка», которая доставила на орбиту спутники, в том числе дистанционного зондирования Земли. С их помощью можно, например, отслеживать пожары и наводнения, — рассказывает Аксенов. — Также на «Протонах» выводили аппараты, которые исследовали Луну, Венеру, Марс и комету Галлея. Но, пожалуй, самое главное — все наши орбитальные станции, включая три модуля для МКС.

Прототипом для нее стала станция «Мир». В создании первой в истории многомодульной станции участвовали многие конструкторские бюро, но производство доверили Заводу имени Хруничева. Первый функциональный блок, который изготовили на предприятии, вывели на орбиту в 1986 году. В последующие 10 лет к нему добавили еще пять модулей. В Центре Хруничева изготовили для МКС функционально-грузовой модуль «Заря», с него и началось строительство станции; служебный модуль «Звезда», в котором находятся каюты космонавтов, системы жизнеобеспечения и управления полетом; многофункциональный лабораторный модуль «Наука» для проведения научно-прикладных исследований и экспериментов. Часть из них направлена на подготовку людей к будущим межпланетным полетам. Так, у космонавтов есть собственная оранжерея, где они могут выращивать, например, пекинскую капусту. Кроме того, на орбите планируют разводить японских перепелов. В инкубаторах. Эксперименты уже проводили на станции «Мир». В 1999 году птенцов, выведенных в невесомости, удалось доставить с орбиты на Землю.

Под грифом «секретно»

Первоклассные специалисты играют ключевую роль и в развитии космической отрасли. Будущих инженеров, конструкторов готовят, например, в Московском авиационном институте (МАИ). Студенты изучают устройство ракет и космических аппаратов, предназначенных в том числе для лунных и марсианских программ.

В одной из лабораторий, которая выглядит как просторный светлый ангар, стоит орбитальная станция «Алмаз», она же «Салют».

— Бочка одна и та же, наполнение разное, — объясняет доцент кафедры 601 «космические системы и ракетостроение» Виктор Береговой, сын космонавта Георгия Берегового. — Если почитать интервью с Павлом Поповичем, который одним из первых вместе с Юрием Артюхиным летал по программе «Алмаз», так у них, двух офицеров, на «Салюте» пушка была.

В этом и есть основное отличие гражданской станции «Салют» от военной «Алмаз». Для прикрытия ее называли «Салютом», но, по сути, это был космический разведывательный пункт. На борту «Алмаза» стояла аппаратура для наблюдения и аэрофотосъемки местности. В огромный телескоп-фотоаппарат «Агат» заправляли пленку 80 сантиметров в ширину и до километра в длину. На одном кадре умещалась территория площадью 784 квадратных километра — как весь Нью-Йорк.

Станция «Алмаз» могла находиться на орбите до 410 дней. Большую часть времени работала автономно. Но при необходимости туда прилетали космонавты, проводили техобслуживание, забирали полученные данные и возвращались на Землю. Последний полет станции продлился с 31 марта 1991 года до 17 октября 1992-го, когда ее свели с орбиты. Однако информация о ней была полностью засекречена до 2020 года. Зато теперь забраться внутрь «Алмаза» могут не только студенты, но и посетители, которые пришли в МАИ на экскурсию. Вход оборудовали на месте, где был объектив фотоаппарата. Поднимаемся по лестнице и попадем в рабочий отсек. Дальше идет бытовой отсек. На иллюминаторах висят шторки — почти как дома. Здесь находятся два спальных места, стол, за которым космонавты принимали пищу. Раньше еду на орбиту отправляли в тубах, которые разогревали в специальной печке. В сутки космонавт потреблял три тысячи килокалорий и не больше 2,1 литра воды.

— Причем один литр получали из воздуха, — рассказывает ведущий инженер кафедры 601 Сергей Половинкин. — Мы с вами дышим, потеем — пары попадают в воздух. И если бы сейчас работал холодильно-сушильный аппарат, то он бы осушал его и полученную влагу после фильтрации пускал на повторное использование.

Условия почти спартанские. На станции постоянно работали вентиляторы, поэтому космонавтам приходилось даже спать при шуме в 60 децибел. Представьте, что у вас в спальне всегда включен телевизор на средней громкости. Выполнив миссию, космонавты возвращались домой на спускаемом аппарате, который по форме похож на гигантский фонарик. При этом он был надежным и, в отличие от капсул космического корабля «Союз», многоразовым. Известно, что один из таких аппаратов проделал путь с орбиты на Землю три раза.

Инженеры будущего

Какими будут космические технологии, во многом зависит от сегодняшних студентов и школьников, которые решат стать инженерами, проектировщиками и конструкторами. Именно им предстоит заниматься развитием пилотируемых полетов к другим планетам, исследованием Луны и освоением Марса. Строить мощные двигатели, разрабатывать инновационные материалы, делать расчеты, на основании которых аппараты будут запускать в космос.

— Современный инженер решает прикладные задачи, — говорит Сергей Русских. — Они требуют нестандартного подхода, поэтому, помимо математической базы, знаний физики, информатики, нужна хорошая смекалка. Техническое образование станет хорошим подспорьем и для тех, кто решит стать космонавтом. Хотя, как говорят сами преподаватели, в этом деле куда важнее — желание. Так, недавно из своей первой командировки на МКС вернулась аспирантка МАИ Анна Кикина. До того как попасть в отряд космонавтов, она работала на радио.

ЧТО ДАЛЬШЕ

Сейчас разрабатывается проект Российской орбитальной станции. Готов он должен быть уже к концу года. Первый модуль станции (научно-энергетический) планируют доставить на орбиту в конце 2027 года. Разумеется, при помощи ракеты семейства «Ангара». Остальные модули станции запустят в 2028–2030 годах.

Чем полезен космос

  • Связь

Функционирование навигации, телевидения и интернета, а также бесперебойной телефонной связи в любой точке мира — заслуга спутников.

  • Лекарства

На МКС на 3D-биопринтере были выращены фрагменты SARS-CoV-2, в том числе белок, с помощью которого вирус попадает в клетки человека. Полученные образцы помогают изучить механизм проникновения патогена в человеческий организм и на основе этих исследований создать новые лекарства. Метод подходит не только для COVID-19, но и для других заболеваний.

  • Реабилитация

Наблюдения за состоянием космонавтов проводятся регулярно. Данные о поведении организма человека в космосе могут пригодиться в будущем, когда человек решит осваивать другие планеты. А пока на Земле используют костюм «Регент», созданный на основе разработанного для космонавтов костюма «Пингвин», который помогает уменьшить вредное воздействие невесомости на скелет и мышцы, давая им необходимую нагрузку. «Регент» позволяет сокращать сроки и повышать эффективность реабилитации в состояниях, возникающих после ишемического инсульта или тяжелой черепно-мозговой травмы.

  • Одежда, обувь

Огнестойкая ткань, из которой «шили» скафандры астронавтов, пригодилась для защитной одежды пожарных и военных. Аэрогель, который используется как эффективный изолятор в холодном космосе, на Земле применяется в куртках, стельках, ботинках, одеялах. Ортопедические подушки, матрасы и даже стельки для обуви делаются с применением материала Memory Foam. Его придумали для снижения нагрузки на космонавтов. Пенополиуретан состоит из ячеек: под тяжестью человеческого тела они сжимаются и принимают удобную форму.

  • Посуда

Тефлоновое покрытие, без которого сегодня не может обойтись даже сковородка, изначально применялось как теплоизоляционный материал для космических кораблей.

  • Инфракрасный термометр

Сейчас, наверное, есть в квартире у каждого. Но изначально этот прибор был изобретен в космических целях и применялся для измерения температуры звезд и планет. В быт обычного человека инфракрасный термометр вошел в начале 1990-х годов.

  • Наблюдения

За нашей планетой постоянно следят спутники. На основе данных, которые они передают, предсказывают погоду, следят за изменением климата. Спутники же могут показать перемещение косяков рыбы в море, появление нефтяных пятен в океане, указать на нарушителя режима мореплавания, исчезновение коралловых рифов.

Рекомендации