Site icon Пресса в образовании

Летопись подвига

Кадр из фильма «Коридор бессмертия». Актер Артем Алексеев в роли машиниста Георгия Федорова, реального человека, водившего составы по Шлиссельбургской трассе в блокадный Ленинград

Кадр из фильма «Коридор бессмертия». Актер Артем Алексеев в роли машиниста Георгия Федорова, реального человека, водившего составы по Шлиссельбургской трассе в блокадный Ленинград

На экраны вышел фильм режиссера Федора Попова «Коридор бессмертия». Кажется, в истории Великой Отечественной войны уже не осталось белых пятен, но это не так.

Разгромить фашистов под Ленинградом удалось не только ценой ожесточенных боев, но и благодаря труду простых людей, вышедших на строительство Шлиссельбургской магистрали, соединившей осажденный город на Неве с Большой землей, героизму машинистов, водивших поезда, которые доставляли в Ленинград продукты.

Создание фильма «Коридор бессмертия» началось именно с откровения: режиссер Федор Попов случайно наткнулся на рассказ о существовании железнодорожной ветки, построенной практически параллельно знаменитой «Дороге жизни» и питавшей блокадный Ленинград в самом прямом смысле этого слова. История запала Попову в душу, он начал собирать материал и вскоре понял, что снять фильм об этом просто обязан.

История «Дороги Победы», как называли узкоколейку в документах, или «Коридора смерти», как переименовали ее в народе, началась с прорыва узкого, в несколько километров сегмента в блокадном кольце. Там 18 января 1943 года Государственным комитетом обороны было решено строить «железку». Она должна была проходить частично по суше, по болотам и лесам, а также по мосту через Неву.

На строительство объекта отводилось 20 дней. В итоге дорогу длиной 33 километра с 2 промежуточными станциями, 3 деревянными мостами, устройствами для электрои водоснабжения построили за 17 дней, проходя ценой неимоверных усилий по 2 километра в день. Строительство и дороги, и моста шло практически под непрерывным огнем противника. Дорогу по суше клали по земле, используя вместо шпал бревна, срубленные тут же. Сваи для моста вбивали в землю через невский лед. Работали на укладке рельсов в основном женщины — ленинградки-блокадницы, еле державшиеся на ногах. Но задание было выполнено даже с опережением срока… 7 февраля по дороге, выстроенной вопреки всем законам, ценой невероятного количества жертв, прошел первый паровоз. Шел 520-й день блокады. Один состав привез в блокадный город больше провианта, чем тысяча героических «полуторок», штурмовавших «Дорогу жизни».

Очень скоро благодаря налаженной работе узкоколейки пайки в городе увеличили.

Сколько людей было спасено — не сосчитать…

Сначала поезда пытались чередовать: один — в Ленин град, другой — из него. Но так получалось неэффективно, и составы пустили цепочкой.

До 25 за ночь проходило в город, а потом возвращалось обратно. Но это — по идее. Паровозы бомбили прицельно, хотя они ночью шли без фонарей. За год работы дороги в осажденный город прибыло 3105 нагруженных эшелонов.

Обратно вернулось 3076…

И вот на экраны вышел фильм, рассказывающий об этих событиях. Федор Попов назвал его «Коридор бессмертия». Нужно ли объяснять это название… Думается — нет.

Режиссер не создавал неестественных образов, не бравировал излишне идеологией.

Он показал людей — обычных молодых ребят, поставленных войной в нечеловеческие обстоятельства, живущих в ритме ежедневного подвига — настоящего, яркого и очень при этом «бытового».

Кроме главных героинь и главного героя, в картине немало персонажей. Все они, без сомнения, запоминаются, но на особом счету стоят двое из них: старый машинист Петрович в исполнении народного артиста Российской Федерации Игоря Ясуловича и…

паровоз. Да-да, паровоз в фильме — такой же герой, как и герои-люди. Он огромен, черен, красив и страшен одновременно. Он — и идущий на таран безжалостный воин, и надежный защитник тех, кто находится в нем. Он дышит жаром и огнем, кажется — размышляет о чем-то, собирается с силами, чтобы броситься в бой. Он — живой символ духа сопротивления, силы, беззаветного служения правому делу. И даже пули, что вонзаются в его тело, причиняют ему боль — не зря же паровозу-труженику, паровозу-герою стоит не один памятник.

Кстати, когда-то давно профессия машиниста паровоза была не просто уважаемой, а сверхпочетной. И Петрович — один из таких супермашинистов. Для него паровоз — друг, он знает его наизусть и чувствует. Машину надо уважать, а не загонять — он и обращается с ней как с понимающей, глубокой силой выражая почтение и уважение. И сегодня, воздавая дань памяти героям войны, мы хотели бы немного подробнее рассказать о паровозах — чудо-машинах, на смену которым прошли маневренные современные поезда, управление которыми в большей степени зависит от точности техники, чем от смекалки таких вот Петровичей.

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Истории строительства и строителям Шлиссельбургской магистрали (см. карту), а также подвигу железнодорожников посвящена экспозиция музея «Дорога Победы», который расположен на железнодорожной станции «Петрокрепость» (ранее называлась Шлиссельбург) в Ленинградской области.

— Из 48-й паровозной колонны в 600 человек, которая обеспечивала связь блокадного Ленинграда с Большой землей, погиб каждый третий, 175 человек были ранены.

— 1200 раз приходилось ремонтировать трассу после прямых попаданий вражеской артиллерии.

— 102 фашистских самолета сбито за год над трассой.

— 9 тысяч тонн грузов мог провести один эшелон, заменяя до тысячи грузовиков-полуторок, которые ездили по «Дороге жизни».

— Машинист, проведший под обстрелом состав, получал «премию» — 15 граммов маргарина и пачку папирос.

— Железнодорожники, в 1943–1944 годах выполнявшие свою работу в тяжелых условиях, под прицельным огнем фашистов с Синявинских высот, только в 1992 году были признаны участниками Великой Отечественной войны. О подвиге машинистов не говорили.

А железнодорожная ветка была засекреченной, ее запрещалось снимать и фотографировать, упоминать в официальных сводках.

О РОЛИ

В работе над фильмом съемочной группе очень помогали машинисты, выступившие консультантами. Так что работа бригады поезда показана максимально реалистично.

— Для любого мужчины, будь он взрослым или ребенком, получить возможность управлять паровозом — незабываемо, — признается Александр Обласов, сыгравший машиниста в фильме «Коридор бессмертия». — Трудности возникали в нюансах. К примеру, машинист дает команду трогаться. Ты начинаешь движение, но понимание, где добавить скорости, где ее снизить, приходит не сразу. Для меня лично опыт съемок на поезде станет одним из самых ярких в карьере. Но главное — мы создавали документальную историю. У многих наших героев есть прототипы, и хотелось максимально достоверно воплотить на экране те трагические события. Актеры и вся съемочная группа проделали непростую работу.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Федор Попов, режиссер фильма «коридор Бессмертия»:

— Несколько лет назад мне попалась публикация Дмитрия Каралиса, чей отец был начальником поезда и водил составы в осажденный город. Там была еще фотография девочки, выглядывающей из паровозной будки. Некоторые цифры вызвали шок. Всего за каких-то 17 дней было построено 33 километра железно дорожного полотна. На строительстве дороги работали в основном вчерашние школьницы. Это был нечеловеческий труд, сравнимый со строительством египетских пирамид. Мы часто говорим про Дорогу жизни через Ладогу, но по ней перевезли всего 25 процентов грузов, а по Дороге Победы, которую участники называли «Коридором смерти» из-за большого количества жертв и о которой практически ничего не известно, доставили 75 процентов.