Граф Толстой был героем мифов и законодателем мод.
9 сентября мы будем отмечать 190-летие писателя Льва Николаевича Толстого. Как это часто бывает у фигур такого масштаба, имидж Толстого давно уже зажил отдельной жизнью и заслонил собой его настоящую личность. Образ писателя до сих пор окружен множеством мифов. А вот некоторые любопытные факты из его биографии остаются малоизвестными. Вместе с экспертом — знатоком творчества Толстого — мы намерены исправить эту несправедливость.
Литературовед и критик Павел Басинский (на фото), автор четырех книг о Толстом, помог нам развенчать самые устойчивые заблуждения о писателе.
Миф первый
Слово «мир» в заглавии романа «Война и мир» означает не «мирное время», а «крестьянская община».
На самом деле: До орфографической реформы 1917–1918 годов «мир» в значении «состояние, противоположное ссоре, войне» писался как «миръ», а в значении «вселенная», «все люди», а также «крестьянская община» — как «мiръ». Все прижизненные издания романа выходили под названием «Война и миръ». На французский язык Лев Николаевич переводил заглавие как La guerre et la paix — то есть все-таки мир в первом смысле слова.
Вероятно, легенда возникла из-за опечатки, допущенной в издании 1913 года: на первой странице первого тома название выглядит как «Война и мiръ».
— При этом, безусловно, «мiръ» в значении «крестьянская община» был для Толстого идеалом общественного устройства, — признает Басинский. — И в романе звучит мысль, что именно эта народная сила принесла нам победу. Так что правильнее говорить о том, что в заглавии есть игра слов, которая делает его объемным.
Миф второй
Любовь Толстого к длинным фразам усиливалась с каждым годом.
На самом деле: Такое впечатление возникает из-за того, что «Кавказского пленника», написанного короткими фразами, читают в пятом классе, а «Войну и мир» — в десятом.
Мало кто обращает внимание, что роман был закончен в 1869 году, а рассказ про Жилина и Костылина — в 1872 году.
А до поздних произведений Толстого — «Смерть Ивана Ильича» (1886), «Отец Сергий» (1898), — к сожалению, у школьников руки вообще редко доходят. А там стиль как раз легкий.
— Для середины XIX века, на которую пришлось становление Толстого как писателя, длинные фразы были нормальным явлением, — говорит Павел Басинский. — Жизнь была размеренной, читали медленно. В 1870-е годы Толстой пережил духовный переворот и решил писать не для аристократов, а для народа. Его стиль упростился.
А последние десятилетия его творческой биографии совпали уже с Серебряным веком, с динамичной эпохой модерна.
Однако в философских и религиозных трудах Толстой и в поздние годы использовал длинные фразы, и даже удлинял их, когда редактировал свои тексты, чтобы до конца исчерпать смысл, который хотел передать.
Миф третий
Летом Толстой ходил только босиком.
На самом деле: Образ пошел от картины Ильи Репина «Л. Н. Толстой босой» (1901).
Старший сын писателя Сергей Львович вспоминал, что отец был ею недоволен и говорил: «Недостает только, чтобы меня изобразили без панталон».
— Конечно, графа можно было увидеть с голыми ногами — например, после купания в речке, — добавляет Басинский. — Но всетаки большую часть времени он ходил в сапогах.
Миф четвертый
Толстой подгадывал выход на пашню к появлению курьерского поезда На самом деле: У картины Ильи Репина «Пахарь Л. Н. Толстой на пашне» (1887) есть, говоря современным языком, информационный повод. Репин наблюдал, как Лев Николаевич обрабатывает надел вдовы Анисьи Копыловой. Ей должен был помочь «мир» (та самая крестьянская община), но за участки вдов мужики брались в последнюю очередь — сначала надо было позаботиться о своих семьях.
А за время ожидания земля могла пересохнуть.
— Ну, а насчет поезда — это просто смешно, — говорит Павел Басинский. — Железная дорога проходит в нескольких верстах от того места, где пахал Толстой, что там увидишь из окна?
Миф пятый
Толстой к концу жизни стал атеистом и был за это предан анафеме.
На самом деле: Толстой атеистом был в молодости. Это он сам так про себя говорил (хотя в его дневниках много обращений к Богу и молитв). А после духовного переворота 1870-х годов начал считать, что без веры в Бога нет жизни.
Однако он критиковал деятельность церкви и отрицал ряд ее важнейших догматов.
В феврале 1901 года было опубликовано Определение Святейшего синода № 557 «с посланием верным чадам Православные Грекороссийские Церкви о Графе Льве Толстом».
— Это было признанием, что Лев Толстой по собственной воле отпал от церкви, — говорит Павел Басинский. — За него нельзя было молиться, заказывать панихиды. Но анафему уже с середины XIX века не провозглашали поименно и никого ей не предавали, это был устаревший церковный акт. Кстати, определение № 557 не пересмотрено до сих пор, ведь все, что в нем написано, с точки зрения Церкви, и сейчас соответствует истине, а раскаяния от Толстого при жизни она так и не дождалась.
НЕОЖИДАННАЯ ПРАВДА
Консервативный суровый старик — таким предстает образ Толстого в массовом сознании. На самом деле у графа даже в зрелом возрасте душа оставалась детской, он был любопытен ко всему новому. В том числе к тому, что сегодня назвали бы «модными трендами и гаджетами».
В 1862 году 34-летний Толстой решил научиться фотографировать. Камеру привезли в Ясную Поляну на телеге, запряженной двумя лошадьми, и граф сделал одно из первых в истории селфи.
А в 1895 году, в 66 лет, он освоил велосипед и «лихо летал» вокруг московской усадьбы (ныне — Музей Льва Толстого).
Кстати
Благодаря Толстому в язык вошло слово «толстовка» — просторная длинная рубашка навыпуск, с поясом. Это была вариация на тему крестьянской рубахи. У деревенских косовороток разрез у горловины был смещен к плечу, чтобы из-под одежды не выскакивал нательный крест.
Лев Николаевич креста не носил, и на «толстовках» разрез был спереди. В XXI веке название перешло на блузу из плотного трикотажа с капюшоном. С любимым нарядом Толстого их роднят простота и удобство.