В январе этого года исполняется 90 лет знаменитой полуторке — грузовой машине, которая стала одним из символов самого напряженного периода нашей истории — 1930–1940-х годов. В представлении обывателей полуторка почти всегда — военный грузовик с тентом или открытым кузовом времен Великой Отечественной войны. А между тем на базе основной модели выпускалось много интересных модификаций, и работала полуторка аж до 1970-х годов…
Появление полуторки было типичным для ситуации в СССР в 1920-х — начале 1930-х годов.
Страна, еще при царе бывшая плохо развитой в промышленном плане, вдобавок пережила разруху Гражданской войны. Стране нужна была ускоренная индустриализация — построение социализма требовало большой материальной базы. Кроме того, после первых, хоть и спорных, успехов в строительстве социализма стало понятно, что капиталистический мир никак не смирится с этими успехами и СССР будет втянут в большую войну. А война требовала техники. Все это относилось и к грузовым автомобилям — они были нужны и в сельском хозяйстве, и в промышленности, и для работы городской инфраструктуры, и, конечно, для армии. Причем нужны были в больших количествах и «еще вчера». В таких условиях советское правительство пошло по самому простому и самому действенному пути — преодолевать техническое отставание за счет конкурентов. Покупали за границей готовую технику и лицензии на ее производство у себя и в ходе такого производства обучали уже своих собственных инженеров. Большинство нашей техники в 1930-х годах было копиями западных образцов. Но копиями гораздо лучшего качества, чем оригиналы. Потому что для каждой купленной машины обязательно ставилась задача усовершенствования силами советских заводов.
Рождение легенды
История с покупкой и улучшением повторилась и с полуторкой.
— Изначально это был американский грузовик «Форд АА», — рассказал реставратор ретроавтомобилей Василий Есин. — СССР заключил контракт с промышленником Генри Фордом на постройку автозавода в Нижнем Новгороде. В 1932 году город переименовали в Горький, и завод стал называться ГАЗ — Горьковский автомобильный завод. В том же 1932 году там было запущено производство полуторатонного грузовика «Форд АА». Сделав партию машин по американским чертежам, наши инженеры переработали всю документацию, и в серию пошла уже улучшенная модель под названием ГАЗ-АА. Именно она и стала знаменитой полуторкой.
В нашем варианте полуторка получила усиленный картер сцепления, усиленный рулевой механизм, воздушный фильтр, новый бортовой кузов, новую решетку радиатора, все детали с дюймовой резьбой переделали на метрическую. С 1933 года машину стали собирать полностью из советских деталей. А с 1934 года деревянную (как у Форда) кабину заменили на более крепкую и долговечную металлическую. Полуторки быстро освоили в производстве, и ГАЗ смог выпускать их по 60 штук в сутки. Потом часть производства запустили и на Московском автосборочном заводе.
Целое семейство
Буквально сразу после запуска полуторки в серию на ее базе наши инженеры стали создавать различные модификации — от пассажирского автобуса до передвижной авторемонтной мастерской, позволявшей ремонтировать в полевых условиях не только другие машины, но даже танки и экскаваторы.
В 1932 году на основе полуторки была выпущена пожарная машина под маркой ПМГ-1. До этого «пожарки» делали на базе грузовика АМО-Ф-15 (копия итальянского «Фиата»), но АМО-Ф-15 оказался очень неудобным в эксплуатации, тем более для работы пожарных, где любое неудобство критично. А вот ГАЗ-АА оказался вполне удобным вариантом. ли в Москве: шасси есть грузовик без пригоняли на завод АМО и там переделывали под пожарную технику.
Позади кабины ставили стендер — устройство подключения к гидрантам городской водопроводной сети, вместо кузова ставили водяную цистерну первой помощи и закрывали ее деревянной надстройкой, уступы которой служили сиденьями для членов пожарного расчета. Водитель из кабины мог контролировать работу насоса. Машина получилась настолько надежной и удобной в работе, что в сельской местности и в малых городах прослужила аж до 1970-х годов.
В 1933 году на базе полуторки сделали пассажирский автобус ГАЗ-03–30. Кабину объединили с большим салоном на деревянном каркасе, обшитом стальными листами. Внутри помещалось 17 сидений, обитых дерматином: по три двухместных сиденья вдоль бортов и длинный пятиместный диван в хвосте салона. Сиденья были мягкими, на пружинах.
— Машина стала самым массовым советским довоенным автобусом, — отметил Есин.
Для армии и стройки
В 1934 году наши инженеры создали трехосный вариант полуторки повышенной проходимости ГАЗ-ААА, а уже на его основе сделали для армии бронеавтомобиль БА-6. Для 1930-х годов этот броневик был самым мощным в мире — с 45-миллиметровой танковой пушкой и двумя пулеметами. Но бои с японцами на Халхин-Голе показали, что у БА-6 слишком тонкая броня. Развитием машины стал броневик БА-10 с более толстой броней — его использовала Красная армия в начале Великой Отечественной войны.
В 1935 году для армии создали подвижную автомастерскую ПАРМ-А, со складным краном, слесарным станком, сварочным оборудованием и печкой для обогрева.
Полуторки в разных модификациях использовались до начала 1970-х годов. Изношенные машины сдавались на утилизацию, поэтому сейчас трудно найти полностью комплектную полуторку.
ВАЖНЫЙ ФАКТ
Когда зимой 1941 года встал вопрос об организации «Дороги жизни» для снабжения блокадного Ленинграда по Ладожскому озеру, то на самый опасный — ледовый — участок трассы пустили именно полуторки. Машины других типов в условиях снежно-ледяной каши часто ломались или были слишком тяжелы для выхода на лед.
ЦИФРА
151100 полуторок было в Рабоче-крестьянской Красной армии к началу Великой Отечественной войны.