В начале этого года в реестре Роскомнадзора значились 149 288 зарегистрированных СМИ, из которых действующими были только 61 576 (около 40 процентов). В преддверии Фестиваля прессы, который пройдет с 14 по 16 октября, мы решили рассказать вам, какие сегодня существуют СМИ — печатные и электронные, каковы их позиции на медиарынке и в какой стадии развития находятся все эти подразделения единой медиаплощадки.
В столице осень, а осень — это традиционный Фестиваль прессы. В этом году он пройдет с 14 по 16 октября на разных площадках, онлайн-трансляции с которых смогут посмотреть тысячи зрителей. Одной из площадок станет и редакция «Вечерней Москвы».
Фестиваль прессы давно уже стал праздником, выходящим за рамки узкопрофессионального. Это встречи с изданиями и их издателями и море новой информации, даже вынужденные онлайн-форматы не преуменьшили его яркости. И в связи с этим мы решили поговорить о прессе и о том, нужна ли она нам сегодня, в пору интернета.
Газеты
Со времен первого выпуска «Ведомостей» газеты сильно изменились, но по-прежнему несут людям информацию, ведь это и есть их главная задача. В советские времена главной из газет была «Правда», а ныне флагман российских СМИ — «Российская газета». Вы знаете о том, что законы, принимаемые властью, вступают в действие только после публикации в этой правительственной газете?
Но главное отличие редакций газет современных от прежних — это, конечно, не только высокие производственные технологии, но и то, что любая редакция представляет собой многопластовую структуру, в которой самая оперативная и обширная информация размещается на сайте, самые главные материалы — на газетных страницах, и все это подкрепляется видеорядом (на сайтах и сетевом телевидении, если оно есть), а иногда и собственной радиоточкой. Эта взаимосвязь называется конвергенцией. Конвергентная редакция — это тонкий и живой механизм, все части которого взаимосвязаны и дополняют друг друга. Журналист, отправляясь на репортаж, может принести оттуда видеосюжет для ТВ, записать текст для радио, сделать съемку для сайта…
Да, сегодня газета не может конкурировать с тем же интернетом по скорости, но она сильна аналитикой, более вдумчивой подачей материала, но еще и — без обид, интернет-коллеги! — большей надежностью информации.
Сейчас стало меньше отраслевых газет, сократилось и число центральных. Редакциям и дирекциям печатных СМИ приходится «крутиться» — зарабатывать деньги рекламой, следить за трендами, чтобы не просто идти в ногу со временем, но иногда опережать его. Газеты не позволяют себе стилистических излишеств и лексических вывертов, они сохраняют свой стиль и культуру речи и письма.
Радио
В годы войны это был, наверное, главный рупор информации, и точно самый оперативный. Люди собирались на улицах, чтобы послушать сводки «От Советского Информбюро…», произносимые легендарным диктором Юрием Левитаном. Казалось, что никто не посмеет отнять у радио пальму первенства. После войны радио совершило невероятный скачок в своем развитии. Кроме информационных сводок в нем в еще большем количестве появились не только музыка, песни, выступления чтецов литературных произведений, но и специальные культурные и спортивные программы, линейка передач для детей, даже театральные постановки — радиоспектакли! Как же люди ждали их!
После появления телевидения позиции радио пошатнулись, хотя идеологически, конечно, оно позиций не сдавало: в СССР было очень развито иновещание, радиопередачи для зарубежных стран. Сегодня, когда количество радиостанций не поддается подсчету, радио в каком-то смысле переживает свой ренессанс: утром сообщает новости водителям автомобилей, развлекает их в пути, оно доступно даже там, где не ловят сеть мобильные телефоны.
Телевидение
Еще полвека назад телевидение считалось абсолютно элитарным СМИ. Правильная речь дикторов, их официальная одежда, манера произнесения новостей — строгая и торжественная — делали телевидение самым помпезным и самым уважаемым СМИ.
«Я слышал по телевизору» или «По телевизору сказали» в СССР звучало как «значит, это правда!» Именно на телевидении появились первые, самые прорывные постперестроечные программы, именно там громче зазвучала иностранная музыка, там начали появляться самые интересные спикеры. Но постепенно значимая часть ТВ перетекла в область развлекательного контента. Наверное, стоит признать, что в этом смысле никакого равновесия ТВ соблюсти не удалось. Это подорвало доверие зрителей, хотя и сегодня социологические опросы показывают: телевизор смотрит большинство людей старшего поколения, а некоторые каналы научились работать и с молодежью. Надо признать, что в последние два-три года на телевидении происходят перемены. Интереснее стал контент, ярче программы, шире студийные возможности.
И хотя не все там гладко, и, увы, много пошлого и наносного изливается на нас с телеэкранов, появляются сильные проекты и передачи, яркие шоу, затрагивающие острые вопросы, интересные люди. Воздадим должное телевидению и еще за одну заслугу: по заказу разных телеканалов снимается огромное количество документальных фильмов. Именно эти работы, а не шоу про якобы светскую жизнь и чужие личные отношения, составят когда-то истинную славу нашего ТВ.
Журналы
Со времен Александра Пушкина и Николая Некрасова журналы в России всегда были площадками созидания, объединения и развития общественной мысли. Именно на страницах журналов писатели и общественные деятели делились друг с другом своими размышлениями об общественном устройстве, печатали новые произведения и критику на них, соревновались в остроумии, спорили. У журналов России всегда был налет клубности: одни объединяли патриотов, другие — либералов, третьи — почвенников. Свои журналы создавали представители разных прозаических и поэтических направлений, а уж после революции бурление в литературном мире было таким смелым, что и не сосчитать всех СМИ, которые на этой волне были рождены.
После войны, в период оттепели и даже в эпоху застоя журналы сохраняли некий «люфт вольнодумства» и порой печатали там такие смелые вещи, что их главные редакторы либо входили в историю, либо снимались с работы. Но после перестройки, когда журналы, как, в общем, и практически все СМИ, потеряли финансирование от вышестоящих структур, для них наступили тяжелые времена.
В 1990-е, когда люди думали о желудке и необходимости накормить семью больше, чем о необходимости прочесть новый номер любимого журнала, упали подписки на них, затем выросли в цене услуги почты, что отразилось на всех изданиях, но на журналах в первую очередь, поскольку они имеют больший вес (из-за чего доставка и стоит дороже). И сегодня так называемые толстые журналы живут скромно, а проще говоря — тяжело. О необходимости государственной поддержки журналов не раз говорилось и с высоких трибун, но воз и ныне там.
Интернет-порталы
Информационные порталы, сайты изданий и редакций, книжных домов и издательств, площадки объединений по интересам — сегодня в интернете есть все, что только можно вообразить. Информационные порталы и ленты — это, безусловно, самые оперативные СМИ из тех, что мы имеем сегодня. Но и претензий к ним немало. Быстро — хорошо. Но всегда ли качественно и точно? Сенсационно? Отлично. Но всегда ли за сенсацией что-то есть? Интернет-СМИ задали тон истерическому раздуванию микроновостей до размеров слона в отсутствие новостей обычных. Именно там пекутся как пирожки дутые сенсации, а порой и лживые новости. В последний год, правда, СМИ стали чуть осторожнее — за клевету, например, сейчас можно ответить по закону. Однако за всем не уследить, и порой, как все мы знаем, в интернет-болоте плавают очень жирные, кем-то запущенные туда «утки».
Что касается блогеров, то среди них, конечно, есть очень яркие и интересные. Нет смысла спорить! Историки, литераторы, художники — все они могут высказываться по темам, в которых разбираются, да и вообще на любую тему, чего уж там. Но беда в том, что, как правило, среди лидеров блогерского «движения» оказываются совсем другие люди: провокаторы и кажущиеся смелыми хулиганы, грубые позеры, инсинуаторы. И отличие блогера от журналиста в том, что журналист несет ответственность за написанное и опубликованное, а блогер, в общем, нет. Такова реальность.
Скажем отдельно про сайты газет — они того стоят. Сегодня своим сайтом обладает всякая уважающая себя организация, но сайт не каждой организации представляет собой СМИ. Сайт газеты — это СМИ, безусловно. Но вот какая тонкость. Сайт не дает полного представления о конкретном СМИ, как и конкретное СМИ не дает представления о своем сайте, поскольку и внешне, и по манере подачи интернет-ресурс очень отличается от печатной версии. И надо понимать, что если вы читаете сайт какого-то издания, это не значит, что вы имеете полное представление об этом издании — хотя бы потому, что на сайте информации в разы больше, чем в самом СМИ.
ТiкTok
Если еще недавно о сравнительно новом увлечении молодежи говорили только как о развлекательном, сегодня ТiкTok все больше и чаще пытаются относить к средствам массовой информации. Логика в этом есть. Это средство? Да. Имеет к этому средству отношение слово «массовая»? Еще бы! Ну и, наконец, сегодня в нем уже не только забавные видео, но и она, госпожа Информация. С этой точки зрения ТiкTok семимильными шагами приближается к нише по имени СМИ, но пока остается лишь площадкой для общения.
О его судьбе мы узнаем скоро. Откуда, кстати? Правильно, молодцы: сначала — из интернета. Потом — из газет и радио- и телеэфиров. Потом в одном из журналов появится повесть, посвященная этому явлению, а почему нет? Если вы согласны с этим — значит, вы усвоили основные тезисы нашего урока. Ну и совет от души: читайте бумажные издания. Это другие ощущения.