В мировой истории первое применение зенитных средств можно отнести к концу XVIII века, когда ряд европейских стран вел войну с Францией. Тогда австрийцы обстреляли один из аэростатов врага из мортиры. Сегодня без противовоздушной обороны не может обойтись ни один крупный город с его промышленными предприятиями и объектами стратегического значения. Нужна она и для защиты нападения с воздуха нашей армии и флоту.
В России войска противовоздушной обороны появились еще в царские времена. В 1912 году штабс-капитан Василий Васильевич Тарновский разработал бронированную автомобильную установку с зенитным орудием. А уже через два года Путиловский завод поставил для военных нужд 12 таких пушек. Практическая скорострельность зенитки была 12–15 выстрелов в минуту и в круговом обстреле делала пушку пригодной для успешной борьбы с летательными аппаратами. 14 августа 1914 года во время Первой мировой войны огнем русской батареи был сбит немецкий самолет.
По словам военного эксперта капитана первого ранга запаса Василия Дандыкина, во время Великой Отечественной войны наши зенитки тоже достаточно успешно отражали вражеские налеты.
— После войны началась уже ракетная эпоха, — говорит Дандыкин. — И к этому был причастен в том числе и Лаврентий Павлович Берия, который курировал ПВО. Тогда же появился контур вокруг Москвы. Это были ракеты С-25. Они устанавливались стационарно и считались очень серьезными по тем временам. Да и прослужили очень долго — где-то до 80-х годов прошлого века. Наши войска ПВО сбили и пилотируемый американским летчиком Фрэнсисом Гэри Пауэрсом самолет-разведчик U-2 во время полета над территорией СССР. Это произошло в районе Свердловска (ныне Екатеринбург) 1 мая 1960-го.
Советские ракеты, по словам эксперта, проходили обкатку не просто на учениях.
— У нас была создана сплошная зона противовоздушной обороны. Но ракеты проверялись и в бою, — говорит он. — В частности, во Вьетнаме много американских самолетов сбивались нашими комплексами. Позже появились С-200, С-300. А в настоящее время — С-350, С-400, С-500. При этом войска противовоздушной обороны не раз подвергались реформированию. Эксперт подчеркивает, что в советские годы это был самостоятельный вид вооруженных сил. Затем их передали военным округам.
— Разгром войск ПВО случился после полета и приземления на Красной площади Москвы летчика Матиаса Руста, — вспоминает Василий Дандыкин. — Но именно после этого был снят главком войск ПВО и даже министр обороны Сергей Соколов. В наше время войска противовоздушной обороны составляют зенитные и радиотехнические войска, которые занимаются обнаружением. Есть и авиация ПВО со специальными самолетами. В годы Великой Отечественной войны она занималась истреблением авиации противника и продолжает эти традиции и сейчас.
Сегодня все силы ПВО находятся в составе Воздушно-космических сил под командованием своего главкома.
— В настоящее время ПВО носит очаговый характер по прикрытию основных центров, — уточняет эксперт. — Это Питер, Москва, Ростов, Кавказ, некоторые крупные центры, где есть оборонная промышленность. Сейчас особое внимание ПВО уделяется в зоне проведения специальной военной операции. На Новой Земле мне довелось служить рядом с частями ПВО. Это очень скромные и толковые люди. Они всегда служили и служат там, где им прикажет Родина. Поэтому могли оказаться в самых отдаленных уголках. Например, в холодной Арктике или жаркой пустыне. Но наши современные зенитки стали очень маневренными, а не стационарными, как это было раньше. Есть и другие различные установки по защите комплексов большой дальности.
Например, ракетно-артиллерийский комплекс «Панцирь» ближнего радиуса действия входит в состав полков С-400 для их обороны. На его вооружении стоят пушки и зенитные ракеты. По словам Василия Дандыкина, сегодня приходится учитывать широкое применение беспилотников.
— Поэтому именно «Панцирь» сбивает прежде всего беспилотники, — говорит он. — Или если кому-то, может быть, очень захочется сбросить свой десант с вертолета. В таких случаях тоже начинает работать этот комплекс.
ТАКТИКА
Из-за нехватки пулеметов и автоматических ружей для установки на аэропланы в качестве средств поражения во время Первой мировой войны единственным действенным способом для надежного уничтожения противника в воздухе оказался касательный удар, который чуть позже (сначала в русской, а потом и в советской авиации) стал называться тараном. Первым такой прием борьбы с австрийским разведывательным самолетом применил 8 сентября 1914 года штабс-капитан Петр Нестеров. Русский летчик и все австрийцы погибли. За этот подвиг Петр Нестеров был награжден орденом Святого Георгия IV степени и чином капитана (посмертно).