Минобороны РФ / Н.Н. Жуков. 1950 г.

Небо покоряется храбрым: Алексей Маресьев стал тем самым человеком, про которого говорят, что вся его жизнь — подвиг

  • Армен Мурадян
  • 17.05.2021

20 мая 1916 года родился человек, чье имя знал каждый гражданин нашей страны — Алексей Петрович Маресьев, обладатель множества различных наград (главные из них представлены на этой странице). Ему было суждено стать примером нечеловеческой выдержки и воли к жизни, а совершенный им подвиг был удостоен книги, которую написал Борис Полевой. Благодаря ей Маресьев вошел в сознание людей как эталон «настоящего человека», и под этим званием он навсегда будет вписан в историю нашего государства.

У Алексея Маресьева — простого мальчишки из Волгоградской области, детство было совершенно обычное: школа, фабрично-заводское училище, начало трудовой деятельности в качестве токаря по металлу. Но летать он хотел всегда — дважды подавал документы в летное училище, но оба раза их возвращали назад, ссылаясь на его здоровье — у него был ревматизм. В 1934 году 18-летнего Маресьева направляют на строительство далекого Комсомольска-на-Амуре. Вот здесь он частично смог реализовать свою мечту и записался в аэроклуб, увлекся парашютным спортом.

А потом его призвали в армию, и благодаря тому, что он уже был знаком с авиацией, его зачислили в школу военных летчиков.

— Начало войны застало советскую армию врасплох. Немцы превосходили наших пилотов и опытом, и уровнем владения техникой, и качеством самолетов. Но Маресьев уже к тому времени стал бывалым летчиком, — рассказывает военный историк Виктор Ливцов. — Свой первый немецкий самолет он сбил в начале 1942 года. А к марту этого же года, когда Алексей Маресьев был отправлен на Северо-Западный фронт, на его счету уже было четыре сбитых немецких самолета.

А потом был воздушный бой, который навсегда изменил его жизнь.

Весной 1942 года между озерами Селигер и Ильмень советские войска возле неприметного городка Демянска окружили большую группировку немецких войск, которая оказала сильное сопротивление. 4 апреля 1942 года в районе этого так называемого Демянского котла во время вылета по прикрытию бомбардировщиков в бою с немецкими истребителями самолет Як-1 Маресьева был подбит. Он пытался совершить вынужденную посадку в лесу, но самолет зацепился шасси за верхушки сосен, перевернулся и упал в глубокий снег. Сам летчик получил достаточно тяжелые ранения, но остался жив.

Восемнадцать суток повредивший ступни ног Маресьев сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Все это время питался тем, что удавалось найти в лесу — корой деревьев, ягодами и шишками. Ситуация казалась совершенно безнадежной: один в бескрайнем и глухом лесу, с поврежденными ногами, он просто не знал, куда ему следует идти, а точнее, ползти. По его воспоминаниям, в тот момент им двигало только неукротимое желание жить.

В итоге он все-таки выбрался к своим. Возле деревни Плав его заметили местные жители. Они ухаживали за Маресьевым больше недели, но тому нужна была помощь врачей. В первых числах мая 1942 года возле деревни приземлился самолет и летчика переправили в московский госпиталь.

— К моменту доставки в Москву летчик находился уже в критическом состоянии, у него была гангрена. Пришлось врачам ампутировать ему обе ноги в области голени, — рассказывает историк Ливцов. — Другого выхода просто не было. И вроде бы он должен был на карьере летчика после этого поставить крест, но Маресьев не сдался. Он попросил сделать ему протезы, и как только послеоперационные раны зажили, сразу начал тренироваться: ходить, бегать, прыгать и даже танцевать. В итоге за полгода он научился так хорошо ходить на протезах, что только очень внимательный человек мог приметить в его походке что-то необычное.

В начале 1943 года медицинская комиссия записала в личном деле старшего лейтенанта: «Годен во все рода авиации». Буквально через месяц, в феврале, он совершил первый после ранения полет. А помог ему в этом заместитель начальника летной школы Антон Белецкий, который и сам летал с протезом вместо правой ноги.

Через несколько месяцев Маресьев наконец прибыл на фронт и столкнулся с последним препятствием: человеческим страхом. Никто из летчиков его истребительного авиационного полка, который тогда готовился к предстоящей Курской битве, не захотел брать инвалида в напарники. Целый месяц ему пришлось летать только над аэродромом, пока командир одной из эскадрилий Александр Числов не взял его с собой на боевое задание. И вот тут истосковавшийся по делу летчик сразу же показал, чего стоит в небе. Чуть ли не в первый вылет он на глазах командира сбил немецкий истребитель, а на следующий день в неравном бою уничтожил еще два немецких самолета и спас от верной гибели сослуживцев.

— После этого слава о безногом летчике-герое Алексее Маресьеве разлетелась по всему фронту. Вскоре он получил звание Героя Советского Союза, — продолжает свой рассказ Виктор Ливцов. — И все благодаря смелости и взаимовыручке Александра Числова, с которым Маресьев очень сдружился. Тот тоже был очень результативным летчиком — на его счету было 15 сбитых самолетов немцев.

Причем Числов еще один раз сыграл в жизни Маресьева очень важную роль — уже после войны. Находясь проездом в Москве, он зашел в гости к боевому товарищу и удивился, в каких стесненных условиях живет герой, который только женился. Он тут же написал маршалу Коневу, и вскоре Маресьеву предоставили квартиру в доме на улице Горького, которая сейчас называется Тверской.

После войны Алексей Маресьев занимался подготовкой будущих летчиков, он постоянно садился за штурвал самолета.

Отучившись в партийной школе, Маресьев серьезно занялся общественной работой — возглавил Российский комитет ветеранов войны и военной службы. При этом, несмотря на множество официальных обязанностей, он оставался очень открытым в общении человеком — много ездил по стране, выступал перед людьми как в больших залах, так и в маленьких сельских школах. Ему приходилось неустанно ходить по высоким кабинетам, решая проблемы ветеранов войны. И он приложил массу усилий, чтобы страна узнала и других героев, которые, как и он, сражались вопреки своим физическим недостаткам.

18 мая 2001 года в Театре российской армии должен был пройти торжественный вечер, посвященный 85-летию Алексея Маресьева. Он как раз собирался прибыть на это мероприятие, когда у него случился инфаркт. В итоге торжественный вечер в его честь начали с минуты молчания…

КСТАТИ

После войны бывший летчик-истребитель старался поддерживать себя в хорошей физической форме. Он увлекался коньками, лыжами, плаванием и велосипедом и даже сумел установить рекорд — переплыл реку Волгу под Куйбышевом (2200 метров) за 55 минут.

ЦИФРА

86 боевых билетов совершил за время Великой Отечественной войны летчик Алексей Маресьев, сбив 11 немецких самолетов.

ОРДЕНА

— Орден «Знак почета» Государственная награда СССР. Учрежден 25 ноября 1935 года для награждения за высокие достижения в производстве, научно-исследовательской, государственной, социально-культурной, спортивной и иной деятельности.

— Орден Дружбы народов Одна из государственных наград СССР, учережденная 17 декабря 1972 года. Вручался за большие заслуги в укреплении дружбы и братского сотрудничества социалистических наций и народностей.

— Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени Госнаграда Российской Федерации. Девиз ордена «Польза, честь и слава» повторяет девиз императорского ордена Святого Владимира. Учрежден 2 марта 1994 года. Имеет IV степени.

— Орден Дружбы (ЧССР) Государственная награда Чехословацкой Социалистической Республики. Алексея Маресьева им наградили в 1986 году за значительный вклад в развитие дружбы с Чехословакией, за вклад в сотрудничество и мирное сосуществование между народами. Орден присуждался всего 96 раз.

— Медаль «Золотая Звезда» — Знак отличия для Героя Советского Союза, высшего звания в СССР. Этого звания удостаивали за совершение подвига или выдающиеся заслуги во время боевых действий и в мирное время. Медаль учреждена 1 августа 1939 года.

— Орден Красной Звезды Учрежден 6 апреля 1930 года для награждения за большие заслуги в деле обороны СССР как в военное, так и в мирное время, в обеспечении государственной безопасности.

— Орден Отечественной войны Первая советская награда периода Великой Отечественной войны. Также это первый советский орден, имевший разделение на степени. Учрежден 20 мая 1942 года.

— Орден Красного Знамени («Красное знамя») Один из высших орденов СССР. Первый советский орден. Им награждали за особую храбрость, самоотверженность и мужество, проявленные при защите Отечества. Учрежден 16 сентября 1918 года.

— Орден Ленина Высшая государственная награда СССР, учрежденная 6 апреля 1930 года. Вручалась за исключительные достижения и особо выдающиеся заслуги перед страной и ее гражданами. У Алексея Маресьева было два таких ордена.

— Орден Октябрьской революции Второй по значимости (после ордена Ленина) орден СССР. Вручался за вклад в развитие Советского государства, особые отвагу и мужество, укрепление мира. Учрежден 31 октября 1967 года.

— Орден Трудового Красного Знамени Общегражданская награда СССР, которая вручалась за большие трудовые заслуги перед государством и обществом. Учрежден 7 сентября 1928 года. У Алексея Маресьева два таких ордена.

КНИГА, ФИЛЬМ И ОПЕРА

В 1943 году боевая слава об Алексее Маресьеве разнеслась по всему фронту.

К нему в часть зачастили корреспонденты. И в августе 1943 года под Орлом в землянке с ним встретился репортер газеты «Правда» Борис Полевой и записал его рассказ. Спустя три года, уже после войны, Полевой вернулся к этой теме, решил написать книгу о летчике и сделал это за 19 дней. Летом 1946 года «Повесть о настоящем человеке» вышла в свет в журнале «Огонек» и принесла всероссийскую известность не только Маресьеву, но и ее автору. Она была настолько популярна, что ее даже включили в школьную программу по литературе.

Спустя два года по этой книге режиссер Александр Столпер снял фильм «Повесть о настоящем человеке», который тоже не сходил с экранов кинотеатров. Эта картина сейчас считается классикой отечественного кинематографа. Главную роль в картине исполнил популярный актер Павел Кадочников.

Одновременно с фильмом появилась опера «Повесть о настоящем человеке», которую написал один из самых значимых композиторов ХХ века Сергей Прокофьев.

Рекомендации