Фото: shutterstock

Неистребимая тяга ко всему реактивному

  • Дмитрий Толкачев
  • 17.03.2025

Попытки построить реактивный самолет были предприняты еще в начале прошлого века румынским конструктором Анри Коандой. В 1910 году ему удалось создать первую в мире машину на реактивной тяге.

Coandă-1910

Первый прототип реактивного самолета был построен Анри Коандой. Обязательное тогда для обшивки полотно он заменил на фанеру. Из нее же были выполнены фюзеляж, крылья и хвостовое оперение. При этом Коанда разместил баки с горючим и маслом в верхней паре крыльев. Но главным отличием от самолетов того времени стало отсутствие пропеллера! Летать Coandă-1910 заставлял двигатель-компрессор. Он мог нагнетать воздух, который смешивался с топливом и сгорал, создавая тягу. Размах крыла первого реактивного самолета был 10,1 м, при длине аппарата в 12,7 м. Свой первый и, как оказалось, последний полет самолет совершил в октябре 1910 года. За штурвал сел сам Коанда. Но дефлекторы, предусмотренные для защиты хвоста аппарата, отклонили пламя от двигателей на это самое хвостовое оперение, и оно сгорело. В результате самолет упал и врезался в ангар.

Heinkel He 178

Идеи, предложенные Коандой, воплотились в жизнь спустя 30 лет в Германии. За создание нового самолета взялась компания Ernst Heinkel Flugzeugwerke. Ее основатель и руководитель Эрнст Хейнкель занимался разработкой и производством авиационных двигателей нового поколения. Право первого полета на новой машине, который состоялся 27 августа 1939 года, выпало летчику Эриху Варзицу. Самолет показал хорошие результаты, но Рейхсминистерство авиации гитлеровской Германии не заинтересовалось в новом проекте. Хотя технологии, выработанные при конструировании и производстве He 178, позже с успехом применялись при разработке других моделей немецких самолетов. Машина Эрнста Хейнкеля пилотировалась одним летчиком. Длина ее составляла 7,48 м при размахе крыла 7,2 м и высоте 2,1 м. He 178 мог развивать максимальную скорость в 700 км/ч. При этом крейсерская скорость составляла 580 км/ч, а практическая дальность полета — 200 километров.

БИ (БИ — Березняк — Исаев, или «Ближний Истребитель»).

Первый советский самолет с жидкостным ракетным двигателем был еще известен под именем «БИ-1». Моноплан (самолет, имеющий одно крыло, в отличие от биплана или триплана. — «ПвО») имел низкорасположенное крыло размахом 7,5 м. К его разработке приступили Александр Березняк и Алексей Исаев в 1941 году. Уже весной 1942 года в Свердловской области сначала состоялись пробные запуски двигателя, а 13 мая провели подлет, длина которого составила 50 метров на высоте одного метра от земли. 15 мая 1942 года за штурвал сел летчик-испытатель Григорий Бахчиванжди. Самолет с ракетным двигателем поднялся на высоту 840 метров, развив максимальную скорость в 400 км/ч. Продолжительность полета составила 3 минуты и 9 секунд. Потом были проведены еще шесть испытаний. Но седьмая попытка закончилась катастрофой. 27 марта 1943 года летчику-испытателю предстояло дождаться выключения двигателя после выработки топлива на высоте 2 тысячи метров. Сначала полет шел по плану, но потом самолет вошел в пике и упал. Григорий Бахчиванджи погиб. Как оказалось позже, причиной аварии стало прямое (нестреловидное) крыло. В результате проект был заморожен.

Ту-128

Работы по созданию машины, вооруженной крылатыми ракетами большой дальности, начались в 1957 году. А первый полет coвeтcкого cвepxзвукoвoго иcтpeбитeля-пepexвaтчика состоялся 18 мapтa 1961 гoдa. В НАТО наш истребитель-перехватчик получил обозначение Fiddler («Скрипач»). На вооружение эта одна из самых современных машин того времени была принята в апреле 1965 года. А всего в период с 1962 по 1970 год в СССР выпустили 187 воздушных судов. К ним можно прибавить еще десять учебно-тренировочных Ту-128УТ. В конструкцию вносились различные технические изменения, благодаря чему у машины появлялись все новые возможности. Этот самолет стал одним из самых надежных советских перехватчиков. На вооружении он стоял до конца 1980-х годов, когда ему на смену пришел МиГ-31.

Ту-160 («Белый лебедь»)

Этот самолет стал самым красивым детищем холодной вой ны. «Белый лебедь» разрабатывался в 1970–1980-е годы. Он появился на свет в качестве ответа на американский бомбардировщик Rockwell B-1 Lancer. 18 декабря 1981 года самая габаритная, тяжелая и мощнейшая в мире машина впервые поднялась в воздух. Сегодня «Белый лебедь» был и остается важнейшим звеном ядерного щита СССР и России. Он оснащен ракетами, способными поражать цели на дальности до 5500 км. Кроме того, в составе вооружения могут быть авиабомбы и мины. В 2023 году Ту-160 стали вооружать ракетами, которые могут уничтожать цели на дальности свыше 6500 км. Машина успела себя хорошо зарекомендовать в Сирии и во время проведения специальной военной операции на территории Украины.

МУЗЕЙ

Старейший в России и Европе авиационно-космический музей — Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России — был создан более 100 лет назад. Он открылся 6 ноября 1924 года. Сегодня его фонды включают около 34 тысяч экспонатов, 15 тысяч единиц литературы и документов и более 31 тысячи фотоматериалов.

СВЕРХЗВУКОВОЙ БОМБАРДИРОВЩИК ТУ-160

Крыло

Размах крыла при минимальной стреловидности — 55,7 м. Поворотная часть крыла переставляется по передней кромке с 20 до 65 градусов. Крыло выполнено в основном из алюминиевых сплавов. По передней кромке установлены четырехсекционные предкрылки, по задней — трехсекционные двухщелевые закрылки.

Фюзеляж

Центральная неразъемная часть самолета, длина которой составляет 47,368 м, включает в себя собственно фюзеляж с кабиной экипажа и двумя грузоотсеками (отсеками вооружения), между которыми находится кессон-отсек центроплана и неподвижная часть крыла; гондолы двигателей и хвостовая часть фюзеляжа с килевой надстройкой.

Силовая установка

Четыре двигателя НК-32 с тягой 14 000 кгс. Тяга на форсаже — 25 000 кгс. Размещаются попарно в гондолах под фюзеляжем. Воздухозаборники прямоугольного сечения с вертикально расположенным регулируемым клином и шестью створками воздушной подпитки ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА Состоит из 13 баков в фюзеляже и крыле. Заправочная емкость топливных баков составляет около 110 000 л азотированного авиационного топлива Т-8. Каждый двигатель питается из своего расходного бака.

Изменяемая стреловидность крыла

Крыло с изменяемой стреловидностью состоит из поворотных консолей, средней части крыла, центроплана и механизма поворота. Этот тип конструкции летательного аппарата позволяет изменять в полете один из видов геометрии крыла. На больших скоростях полета более эффективна большая стреловидность, а на малых (при взлете или посадке) — меньшая.

Шасси

Трехопорное, с передней и парой основных стоек. Передняя стойка расположена в носовой части фюзеляжа. На передней стойке два колеса 1080×400 мм. Через ее нишу по наземному трапу осуществляется вход в кабину экипажа. Основные стойки имеют трехосные тележки с шестью колесами 1260×485 мм на каждой.

Вооружение

Крылатые ракеты Х-555 СМ для поражения стационарных целей с заранее заданными запрограммированными координатами. Размещаются на двух барабанных пусковых установках. Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить 24 аэробаллистические ракеты Х-15.

Кабина

Представляет собой единый гермоотсек, в котором, помимо рабочих мест экипажа, размещается различное электронное оборудование самолета. В носовой части установлена антенна РЛС в радиопрозрачном обтекателе. В кабине есть кресла для первого и второго пилотов, за ними — штурмана и штурмана-оператора (отвечает за вооружение).

Крейсерская скорость: 917 км/ч.

Экипаж: 4 человека.

Максимальная дальность полета без дозаправки: 13 950 км.

Рекомендации