Помощница участницы Елены Бардиной (ТиНАО) Варвара Пянко ставит фигуры.Кубок Мэра по городошному спорту.Нагатинский затон

Новые фигуры для первоклашек

  • Дмитрий Толкачев
  • 23.09.2024

Сегодня в рамках «Открытого урока» мы говорим о том, как люди проводили свой досуг в те времена, когда об интернете, смартфонах, планшетах и даже телевизоре не имели ни малейшего представления. И какие игры могут по праву получить в своем названии приставку «русский». Ведь есть же уже, например, канадский хоккей, французский петанк и даже американский футбол. Пока же, вслед за русским хоккеем (с мячом), это право вполне могут заслужить городки.

Скоро городки могут войти в школьную программу наряду с математикой или русским языком. Как это сделать, знает президент Федерации городошного спорта России Надежда Павлова.

Эта игра была известна в России еще во времена Ивана Грозного. В нее играли многие известные люди. Знаменитый полководец Александр Васильевич Суворов предлагал заниматься городками своим гвардейцам для развития ловкости и глазомера. С удовольствием разбивали фигуры писатель Лев Толстой, физиолог Иван Павлов. Даже последний российский император Николай II, уже находясь в ссылке в Тобольске, нет-нет да и брал в руки биту. Не потерялась древняя игра и в советские годы. Да так, что практически в каждом дворе была своя площадка, а перед проведением Московской олимпиады даже всерьез рассматривался вопрос о включении городков в число выставочных видов спорта. И вот сейчас руководство Федерации городошного спорта России решило возродить чуть было не утраченные традиции и начать это делать прямо со школы, включив городки в образовательный модуль. По словам президента федерации Надежды Павловой, эта идея возникла тогда, когда она только возглавила эту организацию.

— Я все проанализировала и поняла, что у нас исторически по факту остался неохваченным самый основной возрастной сегмент — дети и молодежь, — говорит Надежда Павлова. — Саму игру благодаря ветеранам мы сохранили, а теперь настало время передавать этот опыт молодому поколению россиян. Используя свой административный ресурс, я начала эту работу по утверждению городошного модуля в школьной программе. Если ребенок получил какой-то опыт в игре в городки на дошкольном уровне, а такие попытки предпринимались в некоторых детских садах, то, приходя в первый класс школы, он уже имеет какой-то навык. И дальше его можно совершенствовать с первого по одиннадцатый класс. А для занятий мы готовы предложить свою методику. Там есть все — от азов до увеличения мотивации ребенка, когда у него есть желание делать шаги от игры к спорту. Это очень важно.

Надежда Павлова уверена, что в этом случае ребенок, никем не принуждаемый, может сделать городки своей привычкой здорового образа жизни.

— Если он почувствовал, что у него есть способности, ярко выраженная результативность в игре и ему захотелось двигаться дальше в сторону спорта, то мы можем предложить ему в рамках модуля более профессиональные занятия и возможность принимать участие в спартакиадах школьников как в городских, так и всероссийских, — продолжает президент федерации. — Все это заложено в нашей образовательной программе. Мотивационно мы укрепляем командный дух, потому что дети могут определяться в командных соревнованиях. А могут развивать и личные качества. При этом мы делаем очень большой упор на детей, которые имеют ограничения по здоровью. А кроме того, до всех ребят мы доносим мысль, что в России есть своя национальная игра. Поэтому в наш модуль заложена очень важная патриотическая составляющая.

Еще одной задачей образовательного модуля должен стать и тот формат, когда ребята смогут просто играть и разгружаться от школьных нагрузок, оторваться от компьютеров и других всевозможных гаджетов.

— Даже если ребенок просто вышел во двор школы и сделал всего несколько бросков, у него сильно возрастает работоспособность, — продолжает Надежда Павлова. — И это не просто слова, а факт, подтвержденный всевозможными медицинскими исследованиями. Во время игры у него задействованы все группы мышц. Не говоря уже о том, что в процессе игры происходит нейронный обмен между обоими полушариями головного мозга.

При этом, по словам президента Федерации городошного спорта, их модуль ничего не навязывает ни учителям, ни руководству учебных заведений.

— Мы просто предлагаем его испробовать, провести некий эксперимент, но главное — дать детям возможность попробовать себя в городках, — говорит она. — Недавно в в московском центре городошного спорта в «Коломенском» проходил ежегодный Открытый кубок мэра по городкам, в котором принимали участие школы. И мы увидели результат их работы — за них выступали спортсмены с различными юношескими разрядами. Поэтому Москва уже имеет очень хорошие результаты работы со школами. И если получится применить опыт столицы на регионах, то уже через год можно будет увидеть серьезные результаты.

Надежда Павлова уточняет, что модуль дополнительного образования школьников — всероссийского масштаба. И считает это большой победой.

— Исторически так сложилась, что сейчас городки с помощью квалифицированных специалистов вытянули свой счастливый билет и сделали большой прорыв. Но без работы с молодежью невозможна популяризация этого вида спорта. А если из 100 школьников в секцию придет хотя бы десять, то это тоже можно считать победой

— Значит, из них мы стопроцентно получим разрядников, — убеждена Надежда Павлова. — И в дальнейшем часть из них станет мастерами спорта. А сегодня этот норматив вполне реально сдать уже в средней школе к 7–8-му классам. И это будет прямой дорогой к спорту высших достижений. При этом не стоит забывать, что такое звание даст дополнительные баллы к ЕГЭ. Это хорошая мотивация. Ну и, кроме того, хочется добавить, что городки — нетравматичный вид спорта и не требует суперфизической подготовки. И потом — на городошных площадках я никогда не видела, чтобы кто-то хмурился. Одно слово «городки» предполагает улыбку и хороший азарт.

Новые фигуры для первоклашек

Рекомендации