Императору Александру III приписывается крылатое выражение, что у России есть только два союзника — армия и флот. И они до сих пор верой и правдой служат нашей стране.
Поднимайте паруса
Судостроение начало появляться в России еще в первой половине XVII века. Уже в 1636 году в нашей стране построили первый корабль европейского типа «Фредерик». Работали над ним заграничные мастера, которым помогали наши плотники и кузнецы. А первое полностью отечественное военное судно «Орел» было построено спустя 30 лет по указу царя Алексея Михайловича.
Однако регулярный флот появился только в конце XVII столетия. Тогда наши корабли и моряки очень хорошо проявили себя во время Русско-турецкой войны. Им удалось завоевать выход к Азовскому и Черному морям, которых у России до этого не было.
— События тех дней показали, что нашей стране нужны сильные корабли. 30 октября 1696 года Боярская дума утвердила указ Петра I о создании регулярного флота, — рассказывает капитан первого ранга запаса Василий Дандыкин. — А в 1720-м был создан первый в России морской устав. Именно Петр I так много сделал для флота. Император был убежден, что у него должно быть две «руки»: одна на суше, другая на море.
Яркие моменты
В истории нашего Военно-морского флота были свои яркие страницы, свои взлеты и падения.
Например, Чесменская битва — сражение, состоявшееся в 1768 году во время русско-турецкий войны. Противник двукратно превосходил по численности нашу эскадру. Однако это не помешало российским матросам одержать убедительную победу.
Адмирал Свиридов, руководящий нашими кораблями, предложил новую и необычную для того времени тактику. В результате российской атаки было сожжено и потоплено 15 турецких линкоров, 6 фрегатов, более 40 вспомогательных судов. По разным оценкам, в рядах противника погибли от 10 до 11 тысяч моряков. В то же время Российская эскадра не потеряла ни одного корабля и всего 11 солдат не вернулись домой.
— Другая яркая битва произошла в 1905 году во время Русско-японской войны. Я говорю о Цусимском сражении, в котором наш флот потерпел сокрушительное поражение. И это стало большим уроком для нашей страны, — подчеркивает Дандыкин.
В тот период Россия пережевала глубокий экономический кризис, поэтому потеря кораблей и крейсеров сильно ударила по стране. После столь чувствительного и болезненного удара по военноморскому престижу страны флот пришлось полностью возрождать.
Славны личностями
Конечно, великие сражения выигрываются прежде всего в головах великих адмиралов.
— Каждый россиянин точно должен помнить о Федоре Ушакове, который не проиграл ни одного своего сражения. Его даже причислили к лику святых, — подчеркивает Василий Дандыкин.
Были еще адмиралы Павел Нахимов, руководивший обороной Севастополя и Арсении Головко командующий время Великой Отечественной Северным флотом.
Как менялась структура
До Первой мировой войны в составе флота были только корабли. Потом стали появляться подводные лодки и морская авиация. К середине 1930-х годов Военно-морской флот стал разнородным стратегическим объединением.
— В самом расцвете наш флот находился после Великой Отечественной войны. Его могущество стало очевидным: он стал атомным, ракетным, ядерным, — подчеркивает военный эксперт.
Сегодня российский Военно-морской флот входит в пятерку лучших в мире и опережает другие по оснащению атомных подводных лодок.
КСТАТИ
Во времена Советского Союза ни один корабль не опустил свой флаг перед врагом. До образования СССР таких случаев было всего два: на фрегате «Рафаил» и во время Цусимского сражения. Инициаторов этого поступка — капитана второго ранга Семена Стройникова и контрадмирала Николая Небогатова лишили всех чинов, а последнего чуть не казнили.