Заместитель директора одной из генетических лабораторий Марья Пстыго уверена, что самые важные открытия ближайшего будущего произойдут в области генетики. И вполне вероятно, что совершат их сегодняшние школьники

Открытия со школьной скамьи. Российская земля всегда славилась юными пытливыми умами

  • Дмитрий Плотников
  • 6.02.2023

8 февраля отмечается День российской науки. Если государство хочет, чтобы старшеклассники изучали науку, необходимо начать с обучения их в начальной школе. Настоящий и талантливый ученый не может быть однобоким. Обладая талантом, такой исследователь постоянно старается развить его. Нельзя ожидать, что ученик средней школы поймет сложности биологии и химии, если ему никогда не давали основы естественно-научного образования в более раннем возрасте. Наука тесно связана с простой школой.

На первый взгляд это праздник ученых, профессоров и студентов, решивших посвятить собственную жизнь исследовательской деятельности. Однако не надо забывать, что каждый профессор был когда-то школьником. Поэтому учеников российских школ этот праздник тоже касается напрямую.

Ежегодно в Москве для школьников и студентов среднего профессионального образования проходят открытые городские научно-практические конференции «Старт в медицину», «Инженеры будущего», «Курчатовский проект — от знаний к практике, от практики к результату» и «Наука для жизни». Работы ребят носят исследовательский и, что самое главное, прикладной характер. Ведь каждая из них может быть использована в дальнейшем на практике.

— Основная цель этих конференций — показать достижения ребят, а также привлечь их в научно-исследовательскую и проектную деятельность. И этот результат есть. Так, например, в столице число ребят, участвующих в конференциях, неуклонно растет, — рассказывает руководитель Управления профессионального образования и науки Департамента образования и науки города Москвы Александр Добряков.

Зачем в современных школах или колледжах заниматься наукой? Да и нужно ли это современным детям? Современные подростки любознательны, как и сто лет назад. А это значит, что наука — и наука именно прикладная, когда можно что-то сделать своими руками, совершить пусть маленькие, но открытия, создать проект, который будет воплощен в жизнь, — остается одним из способов познания мира и возможностью для самореализации.

Школа, колледж — это целый мир, где учащиеся проводят большую часть своего времени. Именно там они должны иметь возможность быть услышанными. И самое главное, что педагоги могут дать детям, — это научить их учиться. Те, кто приобретет такой навык, легко смогут идти дальше. «Научная грамотность» необходима для полноценного участия в человеческой культуре, особенно по мере того, как она становится более технологичной. Будущее России зависит от научно грамотного населения.

И этому способствует современное оборудование школ и колледжей. Можно сказать, что сегодняшние образовательные учреждения — это единое пространство для обучения, общения и внеучебной активности.

Кабинеты оборудованы интерактивными досками с выходом в интернет — таких в школах Москвы более 22 тысяч. Они позволяют демонстрировать видеоуроки или проводить опыты в виртуальных лабораториях.

А программы предпрофессионального образования дают старшеклассникам возможность еще в школе попробовать себя в разных профессиях, чтобы в дальнейшем сделать осознанный выбор. Например, медицинские классы, в которых занятия ведут не только учителя, но и преподаватели вузов и практикующие врачи. Старшеклассники посещают занятия в специализированных лабораториях, центрах и на учебных полигонах.

И только с такой материальной базой, предоставляя подросткам все самое передовое и интересное, можно вырастить настоящие «ученые» кадры. И они у нас есть. За последние годы школьники, студенты и молодые ученые совершили немало по-настоящему значимых открытий в науке. Многие из них можно действительно назвать прорывом в науке.

— Конечно, здесь сложно переоценить роль педагога. То, что система, например, московского образования дает возможность учащимся разного возраста раскрыть свои способности, найти дело по душе, развиваться как профессионально, так и личностно, — очень важно для ребенка. Но для самих педагогов не менее значима возможность уметь быстро учиться и находить нестандартные решения в своей практике, чему способствуют те же профессиональные конкурсы, проводимые сейчас у нас, — подытожил Александр Добряков.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

История Дня науки начинается со времен императора Петра I. По его повелению в 1724 году, как раз 8 февраля, издан указ о развитии науки в государстве и появилась первая Академия наук и художеств, которая принципиально отличалась от европейских аналогов, объединяя гимназию и университет. Обучали там талантливых юношей независимо от статуса и чина. Студентами могли стать даже крестьяне. За хорошую учебу лучших награждали царской милостью, и они даже получали жалованье.

К СВЕДЕНИЮ

7 февраля станут известны имена лауреатов премии Президента в области науки и инноваций для молодых ученых. Их награждают за значительный вклад в развитие отечественной науки, разработку образцов новой техники и технологий, обеспечивающих инновационное развитие экономики и социальной сферы, а также укрепление обороноспособности страны.

КСТАТИ

Недавно молодой ученый из Московского физико-технического института Максим Никитин на практике доказал важность коротких ДНК в работе гена. Их роль была недооценена, и данное открытие переворачивает прежние взгляды на работу генов. Долгое время ученые считали, что молекула ДНК представляет собой двойную спираль, состоящую из двух цепей дезоксирибозофосфата, соединенных парами оснований. Но Никитин доказал, что любая неструктурированная одноцепочечная ДНК может специфично регулировать экспрессию заданного гена безотносительно их комплементарности. Выражаясь простыми словами, ДНК может хранить и передавать информацию, даже если молекулы имеют низкое «сродство» друг к другу. Исследователь назвал это явление молекулярной коммутацией. Открытие Никитина в перспективе даст возможность понять природу самых разнообразных процессов в организме: от механизмов старения до понимания вопросов возникновения жизни на Земле и ее эволюции. Теперь генетики близки к тому, чтобы улучшить специфичность генной терапии и повысить безопасность ДНК/ РНК-вакцин.

Рекомендации