Site icon Пресса в образовании

Первый отряд космонавтов: Через тернии к звездам

Первый отряд космонавтов: Через тернии к звездам

По данным Центрального дома космонавтики и авиации ДОСААФ

В первый отряд космонавтов вошли 20 офицеров. Каждый из них мог стать первопроходцем в исследовании неизведанных просторов вселенной, но побывать на орбите удалось не всем.

После успешного запуска первого искусственного спутника Земли ученый и конструктор Сергей Королев открыто заявил о своей новой цели — отправить на орбиту человека. Так, весной 1959 года началась активная работа по поиску и отбору кандидатов для первого полета. Некоторые специалисты полагали, что таким человеком должен быть врач, однако Сергей Королев принял решение, что первыми покорителями звездных просторов станут летчики.

— Королеву был необходим универсальный специалист. Именно таковыми и являлись летчики-истребители, по его мнению, ведь они выполняли на своих заданиях роль и пилота, и штурмана, и связиста, и бортинженера, — объясняет историк-архивист Центрального дома космонавтики и авиации ДОСААФ России Антонина Дементьева.

Требования к кандидатам выдвигались строгие. Они должны были обладать безупречным здоровьем, психической устойчивостью, а также высокими результатами в летной подготовке. В обязательном порядке учитывались волевые качества, трудолюбие, любознательность и стремление освоить полеты на ракетных летательных аппаратах.

— Кандидаты должны были соответствовать определенным физическим параметрам: рост — не более 170 сантиметров, вес — 70–72 килограмма, а возраст — не старше 30 лет, — рассказывает Антонина Евгеньевна.

7 марта 1960 года в состав первого отряда космонавтов были утверждены 12 человек: Иван Аникеев, Валерий Быковский, Борис Волынов, Юрий Гагарин, Виктор Горбатко, Владимир Комаров, Алексей Леонов, Григорий Нелюбов, Андриян Николаев, Павел Попович, Герман Титов и Георгий Шонин. Позднее в него были зачислены еще восемь: Евгений Хрунов, Валентин Бондаренко, Дмитрий Заикин, Валентин Филатьев, Павел Беляев, Валентин Варламов, Анатолий Карташов и Марс Рафиков.

— Для будущих космонавтов начались месяцы интенсивной подготовки, — отмечает историк. — Они знакомились с устройством космического корабля, учились работать с системами управления, связи и жизнеобеспечения. Также кандидаты проходили тренировки на выносливость, координацию и психологическую устойчивость.

Так, одним из самых тяжелых испытаний стала параболистическая подготовка, позволяющая испытать организм в условиях невесомости.

— Представьте себе, самолет летит по горизонтали, немного снижается, затем резко набирает высоту и снова снижается, — объясняет Антонина Дементьева. — Это позволяет на 30 секунд создать условия искусственной невесомости. Таким образом, за один полет космонавты могут испытать около пяти минут «свободы» от земной гравитации.

Другой немаловажной составляющей подготовки стала тренировка на центрифуге, имитирующая перегрузки во время полета.

— Говоря простыми словами, центрифуга — это машина, вращающая человека вокруг своей оси с высокой скоростью, — продолжает историк-архивист. — Испытание помогает научиться контролировать свое тело в условиях высоких нагрузок и сохранять ясность ума даже при таком сильном воздействии. Во время испытаний космонавта помещают в специальное кресло внутри тренажера. В процессе тренировки из-за вращения человек ощущает гравитационные силы. Кажется, что вес увеличивается в разы.

Космонавты также тренировались в барокамере, где с помощью давления и герметичности создавались условия, близкие к космическим. Особое внимание уделялось психологической подготовке. Кандидаты проходили тесты на стрессоустойчивость, способность к быстрому принятию решений и работу в команде. Они также учились справляться с одиночеством и изоляцией, которые могут возникнуть во время длительного полета.

К апрелю 1961 года сформировался список из трех претендентов для первого выхода в космос: Гагарин, Титов и Нелюбов. Все они записали обращение первого космонавта к советскому народу и 12 апреля прибыли на космодром Байконур.

— За семь дней до старта выяснилось, что масса корабля оказалась больше, чем предполагалось. Тогда Королев сообщил, что если не удастся снизить вес аппарата, то в космос отправится Титов, так как он был легче Гагарина на четыре килограмма, — раскрывает тайну Антонина Дементьева. — Однако инженерам удалось облегчить корабль и первым в истории человеком на орбите стал именно Юрий Гагарин, совершивший 108-минутный полет вокруг Земли на космическом корабле «Восток-1».

Полет Юрия Алексеевича сопровождался различными техническими проблемами. Сначала возникли неполадки с люком, потом во время выхода на орбиту выключение двигателя произошло с запозданием на полсекунды, из-за чего корабль развил большую скорость, чем планировалось.

— В результате космическое судно вышло на траекторию, которая не соответствовала расчетам, и высшая точка орбиты оказалась примерно на 85 километров выше, чем ожидалось, — рассказывает эксперт. — Но и на этом приключения не закончились.

Из-за более высокой орбиты «Востока» тормозной импульс сработал дальше от расчетной точки посадки. Спуск затянулся примерно на минуту. Из-за этого Гагарин приземлился в Саратовской области, в 180 километрах от запланированного места посадки.

— После приземления его встретили местные жители. Чтобы его не приняли за сбитого американского летчика, на шлем прямо перед полетом нанесли надпись «СССР», которая позволила бы опознать космонавта как своего, — делится историк.

Безусловно, Юрию Гагарину повезло, ведь между созданием отряда и его полетом в космос прошло всего 13 месяцев. Другим участникам своего звездного часа пришлось ждать дольше, а некоторым и совсем не удалось совершить ни одного полета. Всего 12 из 20 кандидатов побывали в космосе. Большинство участников отряда ушли в отставку еще в начале 1980-х годов. Однако Борис Волынов, совершивший два космических полета в 1969 и 1976 годах, не последовал их примеру. Он продолжал службу в отряде космонавтов до 1990 года, установив рекорд продолжительности — 30 лет. Борис Волынов сегодня — единственный ныне живущий участник легендарного первого отряда космонавтов.

КАК УСТРОЕН СКАФАНДР ЮРИЯ ГАГАРИНА СК-1

Это сложная инженерная конструкция с трубопроводами системы вентиляции, поддерживающими необходимый тепловой баланс организма космонавта. Весил скафандр около 20 кг.

У скафандра двухслойная оболочка: верхняя, силовая сделана из лавсана, внутренняя, герметичная — из листовой резины. Внутрь космонавт надевал теплозащитный костюм.

Шлем

Несъемный шлем с двойным остеклением и системой автоматического закрытия в случае падения барометрического давления.

Шлемофон

Шлемофон в СК-1 был оснащен системами связи — наушниками и микрофонами. Он изготавливался из ткани и тонкой кожи.

Спасательный резиновый герметичный ворот

На случай приводнения у скафандра имелся плавательный ворот, наполнявшийся от баллончика с углекислым газом.

Зеркало

Зеркало на скафандре служит для того, чтобы космонавт мог ви деть то, что находится у него за спиной, и контролировать ситуацию вокруг.

Объединенный разъем шлангов

Элемент системы жизнеобеспечения, который служит для подключения различных коммуникаций. Через этот разъем проходят шланги подачи кислорода и отвода углекислого газа.

Перчатки

В случае если космонавт вдруг не был защищен перчатками в момент аварии, их функцию выполняли специальные надувные манжеты, которые плотно закрывали рукава, изолируя кисти рук и предотвращая травму.

Силовая система

Специальные вставки из стали, которые помогают космонавту двигаться и выполнять необходимые действия в условиях невесомости или при повышенном давлении.

Силовая оболочка

Жесткие элементы и гибкие соединения, которые вместе образуют каркас скафандра. За ней идут герметическая оболочка, подкладка, термозащитный слой, а затем и нательное белье.

Съемные ботинки

Скафандр носили в сочетании с парашютными ботинками, необходимыми для снижения травматизма при приземлении на парашюте.