Shutterstock

Пятиконечные символы московской жемчужины

  • Дмитрий Толкачев
  • 18.11.2024

В ноябре 1937 года над пятью главными московскими башнями зажглись яркие электрические звезды, сменившие своих стеклянных «собратьев». С тех пор они гасли всего дважды.

Сегодня двуглавый орел — один из официальных государственных символов РФ наряду с флагом и гимном. Изображение могучей птицы украшает паспорта россиян, отчеканено на монетах, красуется на президентском штандарте, эмблемах государственных органов.

По словам экскурсовода проекта «Московское долголетие» Светланы Когтевой, первые геральдические двуглавые орлы появились на шпилях кремлевских башен только в ХVII веке.

— Алексей Михайлович Тишайший дал указание водрузить на Спасской башне двуглавого орла, — рассказывает Светлана Когтева. — Со временем символ государственности установили еще и на Боровицкую, Никольскую и Троицкую. Но медные позолоченные символы портились от дождя, ветра и снега. Поэтому приблизительно один раз в столетие орлов на башнях меняли. Однажды кремлевский орел был «порушен» во время пожара, который случился в 1737 году.

Экскурсовод уточняет, что последнее подновление императорских орлов проходило в 1896 году и было приурочено к церемонии венчания на царство российского императора Николая II.

— Старейшим оказался орел, венчавший Троицкую башню, — говорит Светлана. — Он был установлен в 1870 году. Его собирали непосредственно на шпиле шатра.

Историк Вадим Эрлихман поясняет, что идея поменять символы старой власти на новые появилась сразу после революции. Но до этого у молодой советской власти то не доходили руки, то не было денег.

— Оставить голые шпили тоже не было выходом, — говорит Вадим Эрлихман. — И приняли решение установить на них пятиконечные звезды. Но тем не менее орлы оставались на башнях до 1935 года. В результате они с четырёх кремлёвских башен, венчавших звезды из меди и стали, украшенные уральскими самоцветами.

Вадим Эрлихман рассказывает, что разработку звезд поручили Геннадию Ласкеру, не то, что сценическому мастеру-руководителю. И работу передали русскому театральному художнику Федорову Федоровскому.

— Сейчас он почти забыт, а это был известный декоратор, много лет проработавший в Большом театре и получивший шесть Сталинских премий, — продолжает историк. — На параде в честь 7 ноября звезды уже были на башнях. Но скоро выяснилось, что они не так блестят, как были бы должны, сильно запылились, да и оказались непропорционально большими. Уже через два года было решено поставить новые звезды. Документально подтверждено, что красное стекло разработал мастер с многолетним стажем Никанор Курочкин. За их разработку он удостоился Сталинской премии. Его ноу-хау — создание звезд с двойным остеклением. Это было сделано и из-за того, чтобы оно труднее билось, и для большей красоты, лучшего светоотражения. Стекло было заключено в каркас из позолоченной меди. Еще одним новшеством было то, что звезды изнутри подсвечивались мощными лампами. С ноября 1937 года звезды стали известны всей стране да и всему миру как один из символов Москвы. Выключали их два раза. Один раз надолго, когда немцы подошли к Москве. Хотя на знаменитом параде 7 ноября 1941 года по приказу Иосифа Виссарионовича Сталина их зажигали на один день. В конце войны их подремонтировали, заменили кое-где стекло. Последний раз их ремонтировали совсем недавно — в 2015 году. А еще раз звезды гасили по распоряжению Бориса Ельцина для съемок фильма режиссера Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник».

При этом Вадим Эрлихман отмечает, что рубиновые звезды показаны во многих фильмах.

— Им же посвящены строки из советских песен, — говорит он. — Например, из легендарной картины «Свинарка и пастух», где поется: «Хорошо на Московском просторе светят звезды Кремля в синеве…» Так что звезды до сих пор остаются одной из достопримечательностей нашего города.Пятиконечные символы московской жемчужины

КЛАССИКА

  • Античный стиль Баланс, пропорции и колоннады с характерным ордером (форма вертикальных и горизонтальных элементов)
  • Готика Арки, шпили, витражи, пинакли (вертикальные башенки)
  • Барокко Обилие деталей, позолоченные скульптуры, яркие цвета
  • Классицизм Симметрия и пропорции. Колонны и входы расположены равномерно, стены без декора
  • Рококо Изогнутые формы, отсутствие строгой симметрии, лепнина, позолота
  • Ампир Парадность, монументальность, симметрия, обилие декоративных элементов
  • Ар-нуво Природный орнамент, изогнутые линии, украшение мозаикой, витражами
  • Модернизм Асимметричность, ленточное остекление, железобетон, сталь.

Рекомендации