Бригадир Татьяна Викторовна Федорова и члены ее стахановской комсомольско-молодежной бригады на строительстве первой очереди Московского метрополитена. С 1948 года под ее руководством создавались станции «Октябрьская», «Павелецкая», «Новослободская», «Проспект Мира» и другие / Фото: ТАСС

Работали в шахте, как в бою, и прославили Родину свою

  • Дмитрий Толкачев
  • 29.09.2025

У строителей самого быстрого, удобного и красивого метро в мире есть собственный профессиональный праздник. Отмечается он 2 октября и приурочен к официальному началу строительства метрополитена в стране, которое стартовало именно в этот день в 1931 году. Сегодня в Москве открыто около 300 станций, более 40 из которых стали памятниками культурного наследия. Московское метро продолжает развиваться, обеспечивая комфорт для своих пассажиров.

Сегодня московское метро признано одним из лучших в мире. Но его строительство проходило в непростых условиях. Хотя комсомольский энтузиазм позволял справляться с любыми трудностями.

В 1935 году вся советская страна узнала имя молодого шахтера Алексея Стаханова, сумевшего сделать 14 норм выработки угля забойщика. Его имя было присвоено целому движению передовиков производства, которое стало называться «стахановским». Трудовыми свершениями радовали комсомольцы-энтузиасты. И среди них не последнюю роль играли девушки, для которых в ту эпоху открылись новые пути. Появлялись девушки-трактористки, летчицы…. Комсомолки активно осваивали мужские профессии, в том числе и на строительстве метро.

— 14 мая 1931 года комиссия Политбюро поручила Моссовету и Московскому горкому партии разработать проект метрополитена, — рассказывает «Прессе в образовании» доцент исторического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Юрий Борисенок.

По словам историка, в 1933 году комсомол объявил массовый набор на строительство подземных линий.

— И на этот призыв откликнулись многие сотни девушек, — продолжает эксперт. — Так, только женских строительных бригад было девять. Несколько девушек стали известны всей стране. Комсомолка из белорусской деревни Соня Киеня 29 июня 1933 года стала первой кессонщицей (специалистом, выполняющим работы в специальной герметичной конструкции для выемки грунта).

Сначала она была техником, руководила строителями, трудившимися в забое. Ей это не нравилось, и она решила отправиться туда сама. Как писала газета «Ударник метростроя», Софья «натянула на себя жесткую брезентовую спецовку и, неуклюже перебирая ногами в резиновых сапогах, отправилась в забой». Софья Киеня в 1936 году стала делегатом Х съезда ВЛКСМ. Председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин вручил ей орден Трудового Красного Знамени.

Историк уточняет, что потом Софья Киеня работала на руководящих должностях в Метрострое, была начальником смены.

— Еще более известной метростроевкой стала Татьяна Викторовна Федорова, которая пришла на строительство в 18 лет, в том же 1933 году, — продолжает Юрий Борисенок. — Девушка работала проходчицей в забое, потом — бригадиром бетонщиков, чеканщиков. Позже она написала об этом мемуары, из которых становится ясно, насколько опасна эта работа. Однажды на Федорову обвалилась порода, и девушка оказалась на волосок от гибели.

Татьяна Викторовна дослужилась до заместителя начальника Метростроя. Ее выбирали депутатом Верховного Совета СССР I созыва. При Брежневе присвоили звание Героя Социалистического Труда. Еще одна героиня первых пятилеток, Анна Егорова, — Герой Советского Союза, летчица-штурмовик. Причем летчицей она стала без отрыва от производства, потому что в Метрострое был аэроклуб, который можно было посещать всем желающим.

По словам историка, в мемуарах Анны Егоровой (по мужу — Тимофеевой), увидевших свет в 1999 году, она рассказывает, как девушкам было тяжело под землей.

— Однажды Егорову очень сильно ударило током, — говорит историк. — В то время она только-только начала учебу по специальности. Вместе с ней пострадал еще один метростроевец. А сама Анна Егорова попала в больницу. Так что в 1930-е годы все было, увы, не так красиво, как об этом писали в газетах.

Несмотря на все сложности, уже в мае 1935 года метро открылось. И построено оно было в рекордные сроки. Первыми, «пробными» пассажирами стали делегаты VII Всесоюзного съезда Советов.

— Две тысячи человек отправились в первую поездку на первом тестовом поезде, — продолжает Юрий Борисенок. — Запустили его 4 февраля. Но на окончательную отладку метрополитена специалистам понадобилось еще более трех месяцев.

ТОННЕЛЕПРОХОДЧЕСКИЙ МЕХАНИЗИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКС

Головная часть щита

В передней части находится ротор с установленным на нем режущим инструментом.

Технологическая тележка

Предназначена для установки двигателя, насосов и другого оборудования, обеспечивающего функционирование ТПМК.

Железобетонный тюбинг

Отдельный элемент железобетонных колец тоннеля.

Кабина управления щитом

Предназначена для работы оператора, управляющего щитом.

ИНТЕРЕСНО

  • Самая глубокая станция московского метро: «Парк Победы» (73 м);
  • Самая неглубокая станция: «Печатники» (5 м);
  • Самая узкая: «Волгоградский проспект» (4 м);
  • Самая длинная (284 м) и первая, расположенная на мосту через реку: «Воробьевы горы»;
  • Дольше всего (40 лет) возводилась станция «Спартак». Начало строительства: 1975 год, открытие: 2014 год.

Рекомендации