Ту-214 / tupolev.ru / Официальный сайт ОКБ Туполева

Самолеты для войны и мира: исполняется 100 лет конструкторскому бюро Туполева

  • Павел Воробев
  • 17.10.2022

22 октября 1922 года правительственным решением была создана «комиссия по металлическому самолетостроению», эта дата считается днем рождения знаменитого конструкторского бюро Туполева (сейчас — публичное акционерное общество «Туполев»). За 100 лет бюро меняло названия — Опытное конструкторское бюро, затем Авиационный научно-технический комплекс (АНТК), — но стабильно давало стране самолеты-шедевры.

За сотню лет существования конструкторского бюро Туполева в нем было разработано больше 300 различных проектов для всех сред — земли, воды и, конечно, воздуха. Туполевцы сконструировали аэросани, малые суда и множество летательных аппаратов. Больше 50 проектов были доведены до серийного производства. Самолеты марки «Ту» сейчас составляют основу нашей тяжелой бомбардировочно-ракетоносной авиации, при СССР были основой пассажирской авиации и сейчас возвращают себе эти позиции в области коммерческих перевозок.

Великая история

А начиналось все в 1918 году, когда по ходатайству отечественного первопроходца авиации Николая Жуковского советское правительство организовало Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) специально для научного проектирования самолетов и кораблей. Первым заместителем Жуковского и при этом начальником авиационного отдела ЦАГИ стал выпускник Императорского Московского технического училища Андрей Николаевич Туполев.

После смерти Жуковского Туполев стал ведущим специалистом ЦАГИ, под его руководством была построена самая большая на то время в мире аэродинамическая труба для опытной продувки моделей самолетов. Постепенно под руководством Туполева собралась команда талантливых инженеров-конструкторов, энтузиастов авиации, воплощавших туполевские идеи о создании цельнометаллических самолетов и внедрении в авиастроение новых металлических сплавов.

В 1922 году Высший совет народного хозяйства СССР постановил создать постоянную комиссию по постройке металлических самолетов под председательством Андрея Туполева. С тех пор 1922 год считается датой рождения конструкторского бюро Туполева.

Андрей Николаевич Туполев основал одно из крупнейших в мире авиационных конструкторских бюро / РИА Новости
Андрей Николаевич Туполев основал одно из крупнейших в мире авиационных конструкторских бюро / РИА Новости

В 1924 году Туполев испытал в Москве первый в истории нашей авиации цельнометаллический самолет АНТ-2. А затем пошли все более мощные и все более тяжелые модели: истребители, разведчики, бомбардировщики.

На военной тематике Туполев не зацикливался, хотя она была очень важной. Но и гражданская авиация тоже стране требовалась. В 1929 году Туполев сконструировал пассажирский 9-местный (при двух членах экипажа) АНТ-9, который высоко оценили и заграничные специалисты. Затем вновь военная техника — бомбардировщик ТБ-3, который стал первым массовым «стратегом» в наших ВВС.

В 1930 году Туполев начал сотрудничать с закрытыми особыми конструкторскими бюро — знаменитыми «шарашками», где работали заключенные инженеры и ученые, попавшие в разные годы под репрессии. В 1934-м в такой кооперации был создан скоростной бомбардировщик СБ, который на момент создания мог летать со скоростью истребителя.

В 1937 году Туполев и большинство людей из его команды попали под каток «ежовщины» — репрессий по надуманным обвинениям. Вернуться к работе Андрей Николаевич смог лишь через два года. Сменивший Ежова на посту главы НКВД Берия прекратил вал репрессий и приказал вернуться к опыту «шарашек». По тюрьмам и лагерям выискивали уцелевших конструкторов и инженеров и свезли их в Болшево, где и организовали новую «шарашку» — Особое техническое бюро.

Попали туда и Туполев, и многие его соратники по авиаделу. В отличие от тюрем и лагерей в «шарашке» условия жизни и работы были вполне приличными — почти как в пионерлагерях или общежитиях того времени. Но все-таки под охраной и без возможности выходить за территорию или видеться с близкими.

В таких условиях команда Туполева создала фронтовой бомбардировщик Ту-2, отлично показавший себя в Великую Отечественную. Во время войны по ходатайству командующего Авиацией дальнего действия Александра Голованова Туполев был освобожден, судимость с него снята, и он продолжил руководить конструкторским бюро как свободный человек.

После войны КБ Туполева стало лидером по проектированию тяжелых бомбардировщиков. Уже в 1952 году (серийное производство — с 1955-го) создан знаменитый Ту-95, самый быстрый турбовинтовой самолет в мире, до сих пор остающийся на вооружении нашей стратегической авиации.

Но начиналась уже новая эра — реактивная, и коллектив под руководством Туполева создает реактивный бомбардировщик Ту-16. Стремительная машина, способная летать со скоростью выше 1000 км/ч, была носителем атомного оружия и могла доставить к цели бомбы весом больше пяти тонн. Военным она понравилась безоговорочно.

После появления Ту-16 военной реактивной авиацией страна была обеспечена, а вот гражданских реактивных машин явно не хватало. Туполев и его команда сначала переделали свой бомбардировщик в пассажирский лайнер — в 1956 году получился знаменитый Ту-104, первый советский пассажирский самолет на реактивной тяге. А затем в течение 1960-х годов КБ Туполева выпускает один за другим Ту-124, Ту-134, Ту-154 — классику советской пассажирской авиации, летавшую по всему СССР и за границу.

— Эти машины Туполева удачные, высотные и скоростные, но поначалу к ним нужно было привыкнуть, и обслуживающему персоналу приходилось составлять рекомендации по обращению с этими машинами, — рассказал заслуженный пилот гражданской авиации Жорж Шишкин. — Но, когда их «детские болезни» были устранены, летчикам стало проще на них летать, и они по праву стали основой гражданской авиации.

В 1972 году КБ Туполева запустило производство разрабатывавшегося с 1969 года Ту-22М — реактивного бомбардировщика-ракетоносца с изменяемой стреловидностью крыла. Уже после смерти Туполева его КБ создало еще один реактивный бомбардировщик-ракетоносец с изменяемой геометрией крыла — Ту-160. Он получился сверхзвуковым и стал самым крупным, самым мощным и самым тяжелым боевым самолетом в мире. Самолет также оказался красивым внешне и получил прозвище «Белый лебедь». Обе машины — и Ту-22М, и Ту-160 — настолько удачны, что служат в нашей авиации до сих пор.

Анастасия Морозова / Вечерняя Москва
Анастасия Морозова / Вечерняя Москва

Наше время

На замену Ту-154 в 1980– 1990-х годах было разработано семейство пассажирских лайнеров Ту-204/214. Это машины с отечественными двигателями, и в эпоху антироссийских санкций наша промышленность смогла вывести их на замену ушедшим с нашего рынка боингам и эйрбасам.

Так, Объединенная авиастроительная корпорация планирует нарастить выпуск этих машин до десяти штук в год. Ту-204/214 может перевозить до 200 пассажиров на дальность до 6500 км. Этого вполне достаточно для коммерческих рейсов и по России, и за рубеж, в дружественные нам страны.

В военной сфере туполевцы сейчас проводят модернизацию и запуск в производство новых поколений машин Ту-95МС, Ту-22М3 и Ту-160.

Уникальная школа

Не меньше, чем самолетами, туполевцы гордятся и своими людьми. В высокотехнологичных областях действительно, по присказке товарища Сталина, «кадры решают все». И в нынешней компании «Туполев» чтут традиции развития собственного персонала, заложенные еще самим основателем конструкторского бюро.

Андрей Туполев всемерно поощрял учебу и профессиональный рост своих соратников, многие из них стали маститыми учеными, а некоторые даже открывали собственные конструкторские бюро (как, например, Павел Сухой, конструктор самолетов под маркой «Су»). Сейчас для молодых инженеров, приходящих на работу в компанию, действуют разные программы профессионального и карьерного роста. Для тех, кто еще учится в профильных технических или авиационных вузах, дается возможность выполнения дипломных работ на научно-технической базе предприятия.

В компании «Туполев» регулярно проводятся стажировки для студентов, выпускников и аспирантов, действует собственная программа подготовки молодых специалистов. На предприятии широко используются программы наставничества, шефства специалистов над молодыми работниками, а также различные конкурсы профессионального мастерства и научно-практические конференции и семинары.

Не забывают туполевцы и школьников, ведь растить специалистов лучше уже со школьной скамьи. Совместно с МГТУ имени Баумана ПАО «Туполев» проводит олимпиаду «Шаг в будущее» для выявления талантливых и интересующихся авиацией ребят, а после окончания школы предлагает им целевое обучение на бюджетных местах в МГТУ, МАИ и МЭИ. После окончания такого обучения выпускники сразу получают предложения о работе в компании «Туполев».

Рекомендации