Штурмовать далеко море посылала их страна

  • Дмитрий Толкачев
  • 15.09.2025

Попытки освоить кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком предпринимались еще во времена Петра I. Но, как правило, большинство из них заканчивались неудачно. Сначала из-за несовершенной технологии строительства судов, которым было не под силу бороться с полярными льдами. А потом в силу других, в том числе и политических, причин. И только в начале ХХ века российской полярной экспедиции удалось дойти из Владивостока в Архангельск.

В этом году мы отмечаем одну очень интересную и важную дату. 110 лет назад русская экспедиция под командованием Бориса Андреевича Вилькицкого впервые прошла по Северному морскому пути.

Борис Андреевич Вилькицкий отличнейшим образом подходил бы на роль идеального героя романов и остросюжетных фильмов о великих приключениях. Но практически до самого последнего времени о нем в нашей стране было мало что известно. Более того, он даже не входил в пантеон великих полярных исследователей. И этому есть вполне логичное объяснение. В годы гражданской войны Борис Андреевич Вилькицкий покинул красную Россию и попал в эмиграцию. При этом за 76 лет своей жизни он успел совершить немалое количество подвигов. И к ним он постоянно готовился.

По словам историка Вадима Эрлихмана, будущий русский морской офицер, капитан 1-го ранга, гидрограф, геодезист, исследователь Арктики, первооткрыватель Северной Земли родился в семье знаменитого исследователя северных морей генерала Андрея Ипполитовича Вилькицкого 22 марта 1885 года.

— Его отец, впоследствии ставший генералом Корпуса гидрографов, начальником Гидрографического управления, был поляком по крови, представителем старинного рода. Но при этом всегда оставался русским по духу и большим патриотом России, — рассказывает «Прессе в образовании» Вадим Эрлихман. — Сын пошел по его стопам. Хотя отдал дань военной службе. Совсем молодым он окончил кадетский корпус. И даже успел поучаствовать в злосчастном Цусимском сражении Русско-японской войны. К счастью, там он сумел выжить. Вернувшись с войны, по совету отца Борис поступил в Морскую академию, где выучился на гидрографа. А потом Вилькицкому вместе с другом его юности Петром Новопашенным поручили командование двумя ледоколами — «Таймыр» и «Вайгач». В России, которая находится ближе всего к Арктике, такие пароходы долгое время не строили. И начали это делать только в начале ХХ века по требованию знаменитого адмирала Степана Осиповича Макарова, тоже крупного полярного исследователя. В результате «Таймыр» и «Вайгач» стали основой для экспедиции, которая должна была совершить беспримерный поход из Владивостока в Архангельск и впервые пройти Северным морским путем.

По словам историка, этот путь начали исследовать еще при императоре Петре I.

— Кстати, в этом году отмечается юбилей первой Камчатской экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова, которая положила начало этим исследованиям, — продолжает эксперт. — Она состоялась 300 лет тому назад. Тогда же был открыт пролив Дежнева между Азией и Америкой. И стало понятно, что по нему могут ходить корабли. Хотя на тот момент они были еще деревянными.

Вадим Эрлихман уточняет, что в начале ХХ века русское правительство затеяло новый поход не только с целью научных исследований. Все понимали, что приближается мировая война с Германией и ее союзниками. А в этих условиях порты Балтийского и Черного морей будут сразу же блокированы. Поэтому морской путь на Севере оставался жизненно важной артерией. И чтобы доказать, что по этому пути возможно передвигаться, и была предпринята новая экспедиция.

Сначала, по словам Вадима Эрлихмана, возглавлял ее не Вилькицкий, а опытный генерал Иван Семенович Сергеев. — Но едва ледоколы достигли Чукотки, у Сергеева случился сердечный приступ, — говорит историк. — Его пришлось от командования отстранить.

И отправить на берег для лечения. И в 38 лет Борис Вилькицкий стал командиром «Таймыра». Плавание по Северному морскому пути заняло три года, во время которых два парохода совершили путешествие из Владивостока в Архангельск. За это время было совершено много открытий, например, последнего крупного участка суши — острова Северная Земля.

В сентябре 1913 года пароходы добрались до него и доказали, что этот остров действительно существует.

— Тогда его назвали именем Николая II, — продолжает эксперт. — Но Вилькицкий открыл еще несколько островов и назвал их в честь своего отца генерала Вилькицкого, который к тому времени умер. Борис Андреевич не смог попасть на его похороны, поскольку был в Арктике. Есть еще и пролив Вилькицкого, отделяющий Северную Землю от материка.

В 1915 году экспедиция дошла до Архангельска. Но в связи с Первой мировой войной ее итоги не стали столь известны. А какова же была дальнейшая судьба Бориса Андреевича Вилькицкого?

— Он не мыслил себя никаким эмигрантом, белогвардейцем, — продолжает свой рассказ Вадим Эрлихман. — Когда он завершил путешествие, то попросился на войну. И его отправили на Балтику, где он под началом адмирала Колчака ставил мины от немецких кораблей. А после революции Вилькицкий даже немного послужил советской власти. Но потом осознал, что им не по пути, и перешел к тому же Колчаку, который опять направил его в Арктику. Но когда власть белых там пала, Вилькицкому поручили доставить на пароходах беженцев в Норвегию. И этот поход был блестяще выполнен, ни один корабль не был потерян. Но Вилькицкий остался за рубежом. А в 1923 году даже вернулся на время в СССР, когда были наняты английские корабли для доставки товаров в разоренные Гражданской войной области России.

— Он справился с задачей, но не остался в Советском Союзе, потому что не ждал ничего хорошего от красных, — рассуждает эксперт. — И, скорее всего, вряд ли бы он пережил 1930-е годы. Но существовать Борису Андреевичу на Западе было просто не на что. Поэтому, чтобы заработать на жизнь, он нанялся на бельгийскую службу в… Конго. Там же он заразился лихорадкой. И больше уже никуда не путешествовал. А чтобы прокормиться, вынужден был работать бухгалтером. Жена, не выдержав бесконечных путешествий, бросила его. И вместе с двумя детьми уехала в Германию. Уже позже, во время Великой Отечественной войны, один из его сыновей погиб при невыясненных обстоятельствах.

— Борис Вилькицкий всю жизнь был патриотом, — говорит Вадим Эрлихман. — И никогда не участвовал в войнах против своей страны. Он умер в 1961 году в доме престарелых. Но на этом его приключения не закончились. В 1990-е годы прах был перенесен на родину, где его захоронили вместе с отцом и матерью на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

ТЕХНИКА

Конкурс на постройку первого русского ледокола «Ермак» был объявлен в 1897 году. А уже на следующий год был заключен договор с заводом «Армстронг» из Великобритании. За постройку парохода в течение 10 месяцев англичане запросили 1,5 миллиона рублей. «Ермак» спустили на воду через месяц после окончания контрактного срока.

Рекомендации