Слова, помогавшие бить врага: как поэзия и кино дали поверить, что столица не сдастся

  • Геннадий Окороков
  • 6.12.2021

В этом году мы отмечаем юбилей — 80-летие разгрома немецких войск под Москвой. Мы вновь и вновь вспоминаем примеры героизма наших предков, отстоявших столицу: самоотверженный порыв дивизий ополчения, выполнивших свой долг до конца, и тружеников тыла, которые работали день и ночь, выпуская продукцию для фронта. Среди тех, кто приближал победу, был и поэт Алексей Сурков, который написал «Марш защитников Москвы», ставший одной из популярнейших мелодий военных лет.

Октябрь 1941 года был одним из самых тяжелых месяцев обороны Москвы. Несмотря на упорное сопротивление защитников столицы, враг все ближе подкатывался к стенам Кремля. Главная газета города — «Вечерняя Москва» — каждый день сообщала новости и сводки с фронта. В октябре она стала выходить с призывом к жителям на каждой странице соблюдать выдержку и дисциплину, которые тогда были нужны как никогда.

Маршал Георгий Жуков вспоминал после войны, что на Западном направлении порой складывалась такая обстановка, что Ставка верховного командования Красной армии иногда не могла получить конкретных сведений о положении своих войск и противника.

Необычная просьба

В этой непростой обстановке Иосиф Сталин вызывает к себе председателя Комитета по делам кинематографии при Совете народных комиссаров Ивана Большакова. За ним прибыли офицеры в форме НКВД, что сначала Большакова несколько напугало, ведь время было сложное. Но скоро к волнению добавилось и удивление. Его доставили в Кремль, в кабинет Сталина, где Верховный главнокомандующий сказал председателю комитета, что необходимо снять документальный фильм о том, как Красная армия бьет врага. Тем более что скоро будет нанесен удар огромной силы, который заставит немцев откатиться от стен Москвы.

— Сценарий самого поражения немцев рассматривался из двух вариантов: либо бросить в оборону резервы, либо, используя их, нанести контрудар. Но уверенность, что враг будет остановлен, была, поэтому и было принято решение снимать кино, — рассказал военный историк Алексей Исаев.

Работа закипела

Приказ Сталина был неожиданным, но Иван Большаков немедленно взялся за работу. Было решено подключить к созданию фильма лучших операторов-документалистов. Кроме высшей операторской категории важным критерием отбора было наличие у кинематографистов званий и орденов.

Сценарий для фильма был спущен сверху. Его написал сталинский любимец — литератор Петр Павленко, который ранее уже писал сценарий к фильму «Александр Невский».

Но где взять сам материал, кадры? Режиссер Роман Кармен после войны вспоминал, что в составе киногруппы было не больше 30 операторов, работавших на Западном фронте и в Центральной студии непосредственно в столице. Коллектив студии возглавлялся режиссерами Ильей Копалиным, Леонидом Варламовым и Романом Григорьевым.

— Это был первый полнометражный документальный фильм, снятый во время войны. И он хорош именно своим правдоподобием. Там показаны действия всех родов войск — пехоты, которая действует при поддержке танков, и артиллерии, авиации.

Съемки с самолетов У-2 демонстрировали сотни единиц разбитой немецкой техники, стоявшей вдоль дорог. Это должно было показать советскому народу, что их страна держится и бьет врага. Но одновременно это было и завуалированным посланием союзникам, прежде всего США и Англии, уже начавшим поставлять в СССР военные грузы, что их помощь не станет трофеями для германской армии, — сказал военный историк Алексей Исаев.Слова, помогавшие бить врага: как поэзия и кино дали поверить, что столица не сдастся

Рождение песни

Но какой же фильм без музыки, без песни? Кадры, проходящие перед зрителем, должна была сопровождать духоподъемная, жизнеутверждающая музыка. Такой был киностандарт, к которому был привычен советский зритель.

Потом началась не менее драматическая часть работы — поиск нужного саундтрека. Как и многое в искусстве, все было найдено внезапно и буквально между делом.

Один из режиссеров фильма — Илья Копалин — в редакции газеты «Гудок» однажды встретился с только что вернувшимся с фронта и скоро собиравшемся обратно поэтом Алексеем Сурковым. Режиссер попросил его дать какие-нибудь стихи для документального фильма, но Сурков сначала отнесся к просьбе без энтузиазма: «Такое положение на фронте, а у вас какая-то музыка для кино…» Впрочем, поразмыслив некоторое время, дал стихи, написанные по результатам недавней поездки на передовую. Их опубликовала «Красная Звезда», а 11 ноября они вышли на страницах «Вечерней Москвы», рядом с сообщениями о труде жителей столицы и сводками с полей боев.

Первые строки звучали так:

В атаку стальными рядами

Мы поступью твердой идем.

Родная столица за нами,

Рубеж наш назначен вождем!

Прибывший в столицу из Севастополя композитор Борис Мокроусов написал музыку.

Вместе со словами «Мы не дрогнем в бою за столицу свою» приходила уверенность и за судьбу страны. Отстоять и не дрогнуть.

Успех фильма

«На экране родные московские улицы, москвичи, которые по призыву партии и правительства все как один встали на защиту столицы», — так описал свои впечатления на страницах газеты «Вечерняя Москва» прозаик Валентин Катаев в номере от 16 февраля 1942 года.

Фильм прошел с успехом в кинотеатрах Москвы и всей страны. Его посмотрели десятки тысяч зрителей.

Говорят, что Сталин после просмотра сказал: «Хороший фильм стоит нескольких дивизий».

ФАКТЫ

Фильм получил Сталинскую премию первой степени в области литературы и искусства за 1941 год. Она была присуждена: режиссерам Леониду Варламову, Илье Копалину, операторам Георгию Боброву, Теодору Бунимовичу, Павлу Касаткину, Анатолию Крылову, Алексею Лебедеву. В 1942 году он получил премию Национального совета кинокритиков США, а в 1943 году — первый в СССР «Оскар» за «Лучший документальный фильм».

ДОСЬЕ

Алексей Александрович Сурков родился 1 октября 1899 года в деревне Середнево Георгиевской волости Рыбинского уезда Ярославской губернии (ныне Рыбинского района Ярославской области) в крестьянской семье, его предки были крепостными дворян Михалковых.

Первые стихи опубликовал в 1918 году в петроградской «Красной газете» под псевдонимом А. Гутуевский. Первая книга стихов, «Запев», вышла в Москве в 1930 году. Автор стихов, ставших народными песнями, таких как «Чапаевская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано-раненько», «На просторах Родины чудесной», «Бьется в тесной печурке огонь…» («В землянке»), «Конармейская», «Песня смелых», «Марш защитников Москвы». Алексей Сурков умер 14 июня 1983 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.Инфографика: Дмитрий Тышкивский

Рекомендации