Фото: Максим Мишин / Пресс-служба мэра и правительства Москвы / Агентство Москва

Страна Советов смогла встать на новые рельсы

  • Дмитрий Толкачев
  • 19.05.2025

Планы по строительству новых путей перевозки пассажиров появились еще до революции. Но они смогли осуществиться только с приходом советской власти и переездом правительства в Москву.

Идея создать метрополитен в Москве, по словам кандидата исторических наук, доцента исторического факультета МГУ им. Ломоносова Юрия Борисенка, существовала задолго до 1935 года.

— Еще в середине 70-х годов XIX века российские инженеры пытались решить транспортную проблему в Москве, — рассказывает Юрий Борисенок. — Инженер Василий Титов в 1875 го ду предложил провести от Курского вокзала до Марьиной Рощи подземную железную дорогу. Но на тот момент для проекта не было финансовых ресурсов. Да и церковь считала, что подземное строительство противоречит основам религии.

Но в конце XIX — начале ХХ века инициатива уже не встречала негативной оценки. Тем более что, по словам Юрия Борисенка, метро появляется в Лондоне, Берлине.

— В 1897 году инженер Антонович предложил целый цикл проектов, — говорит он. — Но чуть позже началось строительство Московской кольцевой железной дороги. А метро можно было строить в Москве только после СанктПе тер бур га. Плюс планам создания метрополитена помешала Первая мировая война.

Ситуация изменилась с переездом советского правительства в Москву в марте 1918 года. Ну а к началу 1930-х годов транспортная ситуация в Москве, как утверждает историк, сложилась совершенно ужасная.

— 6 января 1931 года вся Москва встала в одну огромную пробку, и не ходили даже трамваи. Но уже в феврале 1931 года за дело взялся Лазарь Моисеевич Каганович, руководивший в то время московской партийной организацией, — рассказывает Юрий Борисенок. — А с началом первых пятилеток в стране появились финансы для масштабных проектов. И 14 мая 1931 года комиссия Политборо поручила Моссовету и Московскому горкому партии разработать проект метрополитена, а уже через четыре года, в 1935-м, метро открыло свои двери для первых пассажиров. Это — ультракороткий срок.

Юрий Борисенок развеял и еще один миф, связанный со строительством метро. Дескать, у нас все самые крупные стройки 1930-х годов никак не могли обойтись без участия в них заключенных.

— Фундаментальные работы западных исследователей не находят фактов по использованию в строительстве людей, отбывающих сроки, — говорит историк. — Самым главным тут был энтузиазм строителей. Наверное, излишне будет напомнить, что больше всего за него радел именно Каганович. Будучи начальником жестким и принципиальным, он создавал уникальный проект, который увенчался успехом. Не зря станция «Охотный Ряд» одно время носила его имя. Да и сам метрополитен с 1947 по 1955 год имел сложное название: «Московский ордена Ленина метрополитен имени Л. М. Кагановича».

Историк замечает, что сначала срок запуска первой линии был запланирован на 7 ноября 1934 года.

— Но к этой дате метро не пустили из-за отсутствия эскалаторов, — продолжает он. — Они были для того времени чудом техники. Впервые эти «самодвижущиеся лестницы» появились еще до Первой мировой войны в Лондоне. Но делали их только две фирмы. СССР закупал их за золотые рубли. В Москве они появляются только в начале 1935 года. Работы по их сборке тогда велись круглосуточно.

Свои двери для пассажиров, бесспорно, лучшее в мире метро распахнуло все-таки раньше, чем настало 1 мая. Но — только для избранных.

— В феврале 1935 года заседал VII Всесоюзный съезд Советов, — рассказывает эксперт. — И его делегаты в количестве двух тысяч человек стали первыми пассажирами первого тестового поезда. Запустили его 4 февраля. Но на окончательную отладку метрополитена понадобилось еще больше трех месяцев.

Интересной получилась история и с первым «гражданским», а не «депутатским» пассажиром, которым стал некто Забровский.

По словам эксперта, было ему в ту пору глубоко за 70 лет.

— Кинохронику о торжественном открытии сделали так, что кадры с пенсионером Забровским были подписаны так: «Герой Труда с завода «Красный пролетарий» Петр Николаевич Латышев», который на станции метро «Сокольники» купил билет с номером один. Таким образом произошла «подмена» пенсионера на Героя Труда, — уточняет Юрий Борисенок.

В дореволюционное время, когда вынашивались первые планы по строительству метро, у этого вида транспорта, по словам историка, был и еще один очень грозный противник.

— «Трамвайное лобби» — это особая сфера, — говорит эксперт. — Там были задействованы весьма и весьма серьезные западные капиталы. И люди, которые занимались этим бизнесом, не хотели сдавать своих позиций. Поэтому и возник конфликт интересов между железнодорожными воротилами и трамвайщиками. Но в советские годы конфликта между метро и трамваем не было. Все виды прибыли принадлежали теперь только государству.

ТЕХНОЛОГИИ

Первым метрополитеном, который был построен и запущен в мире, стал Лондонский. Его открыли в столице Великобритании в 1863 году. Длина линий составляла всего 6 километров. Изначально транспорт был на паровой тяге. Электрифицировали лондонское метро лишь через 27 лет — в 1890 году.

Рекомендации