Фото: Shutterstock

Только слышно по улицам где-то легендарная бродит гармонь

  • Дмитрий Толкачев
  • 24.11.2025

Русская культура — очень богатая и неповторимая в музыке, костюмах и обычаях. Но одними из носителей русского духа стали гармоники, в каждой из которой есть совершенно особенный звук и колорит.

Если говорить глобально, и с этим можно соглашаться или нет, то гармонику своим национальным инструментом считает почти каждая страна в мире. Во Франции — это баян, в Аргентине — бандонеон, в Германии обожают губную гармонику. И все эти страны борются за первенство. По словам Натальи Мирек — заведующей отделом Музея русской гармоники Альфреда Мирека, филиала Музея А. Н. Скрябина, именно основатель музея доказал, что родина гармоники именно Россия.

— Екатерина II очень любила слушать такой музыкальный инструмент, как орган, — рассказывает «ПвО» Наталья Мирек. — Однажды она пригласила его чинить мастера Франтишека Киршника. Он, работая на Васильевском острове, и изобрел тот самый принцип звукоизвлечения, используемый в гармонике, — свободно проскакивающий язычок, наклепанный на планку. Сначала инструмент использовался только для ремонта и настройки органа. А потом стал самостоятельным. Так появилась первая гармоника, которую можно было переносить и даже выступать. Но поначалу только в дворянских домах.

По словам эксперта, споры о том, кто же первым изобрел гармонику, начались после того, как голландец Христиан Кратценштейн первым придумал наклепать тот самый язычок.

— Но работал-то Кранценштейн одновременно с Киршником в Петербурге, — продолжает Наталья Мирек. — Там же и были сделаны оба этих изобретения.

Но тут возникает вопрос: а как же наша гармоника? Ведь она не настольная или напольная, а — ручная. Ее появление начали активно оспаривать немцы с австрийцами.

— Уже оттуда первые инструменты попали в Тулу, через Нижегородскую ярмарку, — продолжает завотделом. — Первым мастером, изготовившим гармонику в Туле, стал Иван Сизов. Он поехал на ярмарку за лошадьми. Но увидел, как один цыган играл на каком-то диковинном инструменте. И вместо того чтобы приобрести несколько лошадей, мастер купил одну гармошку. С нее и началось все производство. Кстати, тульская фабрика братьев Киселевых была настолько известной, что их гармоника завоевала первое место на выставке в Париже. Так почему же наша гармошка, в отличие от скрипки или фортепиано, так полюбилась простым людям? Ответ, по мнению Натальи Мирек, достаточно прост — гармоника очень хорошо держит строй и ее не нужно настраивать. Любой человек, владеющий чувством ритма и средним музыкальным слухом, мог научиться на ней играть.

— Аккомпанемент у первых гармоник был очень примитивным, в него укладывались только частушки. Это, кстати, не русское изобретение. Зарифмованные четверостишия пришли из Германии, — продолжает она. — Русская песня была намного древнее и богаче, и наши мастера начали совершенствовать инструмент. Каждый регион приспосабливал гармошку по строю к особенностям своей культуры. Поэтому в России возникло столько моделей гармоник, как нигде в мире. Это были инструменты очень разные и по звукоряду, и по строю, и по звуку. Даже нажим и разжим меха различались. Доходило до смешного. Например, во время Первой мировой наши солдаты могли играть на немецких гармошках, а те на гармониках русского строя — нет.

Наталья Александровна объясняет и появление столь известного обозначения гармоники, как «тальянка».

— Есть две версии, — рассказывает специалист. — Импортные гармошки иногда назывались «итальянками». Но на Русском Севере этимология слова другая. Там был глагол «тальянить», что значит «тянуть». И там тальянкой называли любую гармошку.

Интересна и история появления баяна. Тут были две линии — тульская, где получился баян московской системы, и петербургская. Они обладали звукорядом современного инструмента. А отличались расположением кнопок и их количеством. Но некоторые исследователи доказали, что первый русский баян был сделан в Самаре.

— В Петербурге инструменты получались во многом гибридные, — продолжает Наталья Мирек. — Что-то бралось от немцев, итальянцев. Что-то было своим, русским. Первый баян был так назван в честь крейсера «Баян», который был заложен в это время в Петербурге, и получил имя в честь погибшего в Русско-японскую войну корабля. Мастер Петр Стерлигов говорил, что на верфи делается свой, сложный «Баян», а мы делаем музыкальный инструмент. Есть версия, что название произошло от древнерусского певца. Но тот был Боян. Так что версия названия в честь крейсера — более правильная. На этот счет есть переписки, воспоминания мастеров. Так что самый первый баян, без сомнения, русский.

Сегодняшний баян звучит как симфонический оркестр. Это многотембровый инструмент, который отвечает самым высоким музыкальным требованиям. По мнению Натальи Мирек, баян — это финал эволюции гармоники.

— Современные баян и аккордеон мало чем отличаются друг от друга по своим тембровым возможностям, — резюмирует она. — Просто баян — кнопочный, а аккордеон — клавишный. Сегодня очень активно изучаются истоки русской культуры. Воссоздаются раритетнейшие гармоники. И на них стараются играть так же, как это делали наши бабушки и дедушки. Это путь к истокам.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Русские гармоники, имеющие множество разновидностей, делятся при этом на две основные группы по звукоизвлечению: «хромки» (с одинаковыми звуками при сжатии и растяжении меха) и гармони с разными звуками. География названий регионов, в которых изготавливались русские гармоники, тоже очень обширна. Можно встретить Елецкую, Тульскую, Бологоевскую, Вологодскую, Саратовскую, Ливенскую, Сибирскую, Петроградскую и многие другие инструменты.

Рекомендации