21 марта, в Международный день кукольника, Московский театр кукол представит праздничную программу: откроет фотовыставку «Куклы вокруг света», сыграет со зрителями в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» и исполнит свой знаменитый спектакль «Гиньоль имени Станиславского» — комедию о жизни театра, его секретах и интригах. А мы в преддверии этого замечательного праздника, который во всем мире будет отмечаться в двадцатый раз, рассказываем о кукольном театре и его забавных актерах.
Это сегодня куклы считаются детскими игрушками, а в древности все было намного серьезнее. Первыми куклами были изображения богов, которые предназначались для совершения разнообразных магических и религиозных ритуалов. Прикоснуться к ним, а тем более взять в руки никто не решался — ни ребенок, ни взрослый человек. Это могли делать только люди, назначенные жрецами. Да и сейчас остались еще те, кто верит в магическую сущность кукол и использует их в своих церемониях — достаточно вспомнить африканских колдунов с их знаменитыми куклами вуду, предназначение которых вовсе не безобидное.
У многих других народов куклы исполняли роль оберегов и талисманов. В славянских языках даже есть специальное слово для таких кукол — их называли берегинями.
Более 10 веков назад, в период распространения христианства появился Рождественский вертеп — композиция, изображающая сцену поклонения волхвов Младенцу. Сначала это была просто красивая сценка из жизни Христа, которую устанавливали к празднику, но позже рядом с вертепом актеры начали разыгрывать спектакли на религиозную тему. Такая традиция существует до сих пор.
Со временем люди стали относиться к куклам более легкомысленно, и те перестали быть носителями сакрального смысла — в них стали играть дети, а затем с помощью кукол начали разыгрывать театральные сценки бытового и фантазийного характера.
Так появились театральные представления с использованием особенных кукол, подвижных и управляемых. Когда это произошло, искусствоведы сказать точно не могут, но упоминания об игровых куклах встречаются у многих авторов Древней Греции, куда искусство театра кукол пришло с бродячими труппами из Индии и Китая.
— Люди долгие века жили без интернета, телевидения и радио, книги считались уделом избранных, а театральные представления игрались только в домах очень богатых и королевских особ, — рассказывает искусствовед Мария Политова. — Поэтому любой приезд в город или деревню цирковой или актерской труппы превращался в огромное событие. Такой же популярностью у неискушенных зрителей пользовались представления бродячих кукольников, которые не только показывали детям забавные сказки и истории, но и давали спектакли для взрослых.
Со временем у людей появились предпочтения, свои любимые кукольные персонажи. Особенно народ полюбил куклу-забияку, именуемую в России Петрушкой. В Англии Петрушку звали Панчем, в Германии — Кашперле и Гансвурстом, в Голландии — Яном Клаасеном, в Дании — господином Йоккелем, во Франции — Полишинелем, в Италии — Пульчинеллой, в Чехословакии — Кашпареком, в Турции — Карагезом. Без этого озорного героя, который мог найти выход из любой ситуации и всегда оставался победителем, не проходило ни одно представление кукольного театра.
На рубеже XIX–XX веков успешные бродячие кукольные театры остепенялись, открывали свои сцены в больших городах. Искусство постановки кукольных спектаклей тоже со вер шен ство ва лось — стали появляться новые направления и разновидности кукол. К началу прошлого века кукольные театры стали пол-ноценным направлением театрального искусства со своими канонами и традициями.
— В течение всего ХХ века это искусство только совершенствовалось, а с появлением кинематографа, мультипликации (в которой появилось отдельное «кукольное» направление), а затем и телевидения только расширило свое присутствие в нашей жизни, — рассказывает Мария Политова. — Причем не только дети наслаждаются творчеством кукольников — вспомните телепрограмму «Спокойной ночи, малыши!», на которой выросло не одно поколение, — но и взрослые. Например, в Америке огромной популярностью пользовалось «Маппет-шоу», в России одно времяна телевидении с большим успехом шла сатирическая программа «Куклы».
Огромное влияние на развитие этого вида искусства оказал актер и режиссер Сергей Образцов. Он создал в Москве свой театр кукол, который стал самым большим в мире. Кроме того, благодаря стараниям этого человека кукольные театры и студии появились во всех крупных городах страны.
А спектакли, которые ставил Сергей Образцов, — «Необыкновенный концерт», «По щучьему веленью», «Божественная комедия», «Дон Жуан» и другие — стали классическими образцами мировой театральной культуры.
Сергей Образцов стал инициатором проведения в Москве всероссийского и международного фестивалей кукольных театров, которые проводятся по сей день, собирая на свои постановки огромное количество зрителей самого разного возраста.
Сейчас в Москве более пятидесяти театров и коллективов, работающих в этом жанре. Во многих театрах есть музеи, в которых можно узнать об истории кукольного театра, о различных его жанрах, разновидностях кукол и о том, как их делают. Во многих музеях даже проводят специальные мастер-классы, где можно примерить на себя профессию кукольника.
А некоторые увлеченные москвичи до сих пор сохранили традицию устраивать домашние кукольные спектакли.
— Идея сделать семейный кукольный театр пришла моей супруге Елене, которая сама создает кукол. Она и раньше показывала детям родственников небольшие рождественские постановки, а когда мы ушли на самоизоляцию, решила сделать полноценный спектакль, — рассказывает москвич Игорь Свеженцев. — С тех пор мы устраиваем дома спектакли, приглашаем друзей с детьми. Некоторые спектакли уже отыграли по нескольку раз — детям так нравится, что они приводят потом своих друзей. А еще снимаем на видео и выкладываем их в популярные соцсети, чтобы все могли посмотреть пьесы. Назвали мы свой небольшой, камерный домашний театр-студию «Ленкины ляльки». У нас в активе уже есть шесть детских кукольных спектаклей.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
Идея отмечать во всем мире Международный день кукольника, или Международный день театра кукол, пришла известному деятелю кукольного театра Дживада Золфагарихо из Ирана. В 2000 году на XVIII Конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге он вынес данное предложение на обсуждение. Но, несмотря на то что дискуссия о месте и времени проведения такого праздника была очень оживленной, этот вопрос так и не был решен.
Только через два года, на очередном заседании организации, объединяющей всех кукольников мира, дата празднования была определена. Поэтому традицию праздника открыл день 21 марта 2003 года. Именно с этого времени всеми профессионалами и поклонниками театра кукол празднуется Международный день кукольника.