Памятник французскому писателю и публицисту Жюлю Верну на набережной реки Оки в Нижнем Новгороде. Фото: Олег Золото / ТАСС

Веселый ветер нам пропел про дружбу, смелость, честь

  • Юрий Козлов
  • 25.09.2023

Жизнь французского писателя Жюля Верна пришлась на удивительное время, когда стали постепенно реализовываться лучшие идеи эпохи Просвещения и Великой французской революции.

Раскрепощение человеческой личности привело к бурному развитию науки и техники. Большинство определяющих сегодня нашу жизнь открытий было сделано именно в век Жюля Верна. Казалось, человеческий гений не знает границ. Писателю удалось предсказать немало вещей из будущего: полеты на Луну и в космос; создание оружия массового поражения; подводные лодки; видеосвязь и компьютеры; акваланг; даже электрический стул как способ приведения в исполнение высшей меры наказания.

Во Франции после революции 1848 года к власти пришел племянник Наполеона Луи Наполеон Бонапарт (Наполеон III). Этот закончивший свое правление после проигранной в 1870 году Франко-прусской войны император отличался повышенным интересом к разного рода техническим изобретением. Валентин Пикуль в одной из своих новелл описывал, как изумил Наполеон III русского царя Александра Второго во время его визита в Париж хождением по воде «аки посуху» в уникальных (потом их секрет якобы был безвозвратно утерян) галошах. Чем не фрагмент из романов Жюля Верна? Его первые литературные опыты — очерки и рассказы на географические, исторические и научные темы — стали появляться во французских журналах с 1851 года. Познакомившись в Париже с Александром Дюма и его сыном — автором знаменитого романа «Дама с камелиями», — Жюль Верн утвердился в своем литературном признании, синтезировал в творчестве элементы приключенческой (как у Дюма-старшего), психологической (Дюма-сына), фантастической, утопической и научно-популярной литературы.

155 лет назад в переводе писательницы Марко Вовчок (Марии Вилинской), кстати, троюродной сестры известного критика, ниспровергателя литературных авторитетов Дмитрия Писарева, в России был издан полный текст знаменитого романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». С тех пор этот роман неоднократно переиздавался в России и СССР. В 1933 году в партийном постановлении о создании издательства «Детская литература» произведениям Жюля Верна было уделено особое внимание. Несмотря на то что Жюль Верн довольно критически относился к России (в первой редакции «Таинственного острова» капитан Немо был поляком, участвовавший в восстании 1863–1864 годов против русской власти), у нас этого писателя полюбили сразу и навсегда. О его творчестве одобрительно отзывались Салтыков-Щедрин, Чехов, Михаил Булгаков, другие известные писатели. Лев Толстой читал Жюля Верна вслух своим детям. Знаменитый издатель Сытин выпустил в 1917 году полное собрание его сочинений. Творчество Жюля Верна оказалось превыше идеологии.

Кадр из фильма «В поисках капитана Гранта»
Кадр из фильма «В поисках капитана Гранта»

«Он был не только моим спасителем в детстве — он был для меня чем-то большим! С каким трепетом читал я его объемистые книги, страдая от того, что чтение рано или поздно должно прийти к концу», — писал автор культового советского романа «Как закалялась сталь» Николай Островский. В 1920–1930-х годах яростная внутрипартийная борьба в СССР сочеталась с активным вовлечением молодежи в государственное строительство. Социальные лифты работали на полную мощность. Молодые люди рвались к культуре и образованию. На великих стройках, в институтах и конструкторских бюро выковывалась новая личность советского человека. Этот человек жил не материальными, а духовными интересами. Наука, культура были ему нужны как воздух. Молодые люди той эпохи искренне верили в свою великую миссию преобразователей мира, а потому учились и работали с немыслимым энтузиазмом.

Жюль Верн, как говорится, пришелся ко двору. В 1936 году на экраны СССР вышел фильм «Дети капитана Гранта», восторженно встреченный зрителями. Песни на музыку Дунаевского и слова Лебедева-Кумача «Жил отважный капитан…» и «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер…» пела вся страна. Герои романов Жюля Верна «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятнадцатилетний капитан» стали примером для советской молодежи.

В школьных и народных театрах шли постановки по его произведениям, а идеи и сюжеты охотно использовали многие советские писатели: Вениамин Каверин («Два капитана»), Алексей Толстой («Аэлита»), Владимир Беляев («Человек-амфибия»), Владимир Обручев («Земля Санникова»). Они творчески соединяли революционный пафос переустройства мира с присущим молодости духом поиска и мужества. Девиз полярного летчика Сани Григорьева из романа Каверина: «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!» — был созвучен высоким нравственным идеалам молодых героев Жюля Верна. Позже, в послевоенные годы, эстафету Жюля Верна подхватила советская научная фантастика. Произведения Александра Казанцева, Ивана Ефремова, Кира Булычева, Евгения Велтистова были исполнены веры в созидательную силу разума. Научный и технический прогресс в них органично сочетался с духовным развитием.

Сегодня научную, как раньше писали, фантастику все увереннее теснит фэнтези, зовущее читателя не в светлое, как у Жюля Верна, будущее, а в темное сословно-феодально-монархическое прошлое. Этот жанр можно определить как «анти-Жюль Верн». Но веру в человека не убить. Романы Жюля Верна и сегодня, по данным ЮНЕСКО, занимают второе место в мире по тиражам и популярности. Жюль Верн снова ушел в будущее. Догонит ли его наша цивилизация? Вернется ли в ее паруса «веселый ветер» поиска, отваги, чести мужества?

Рекомендации