Site icon Пресса в образовании

Веселый ветер нам пропел про дружбу, смелость, честь

Памятник французскому писателю и публицисту Жюлю Верну на набережной реки Оки в Нижнем Новгороде. Фото: Олег Золото / ТАСС

Памятник французскому писателю и публицисту Жюлю Верну на набережной реки Оки в Нижнем Новгороде. Фото: Олег Золото / ТАСС

Жизнь французского писателя Жюля Верна пришлась на удивительное время, когда стали постепенно реализовываться лучшие идеи эпохи Просвещения и Великой французской революции.

Раскрепощение человеческой личности привело к бурному развитию науки и техники. Большинство определяющих сегодня нашу жизнь открытий было сделано именно в век Жюля Верна. Казалось, человеческий гений не знает границ. Писателю удалось предсказать немало вещей из будущего: полеты на Луну и в космос; создание оружия массового поражения; подводные лодки; видеосвязь и компьютеры; акваланг; даже электрический стул как способ приведения в исполнение высшей меры наказания.

Во Франции после революции 1848 года к власти пришел племянник Наполеона Луи Наполеон Бонапарт (Наполеон III). Этот закончивший свое правление после проигранной в 1870 году Франко-прусской войны император отличался повышенным интересом к разного рода техническим изобретением. Валентин Пикуль в одной из своих новелл описывал, как изумил Наполеон III русского царя Александра Второго во время его визита в Париж хождением по воде «аки посуху» в уникальных (потом их секрет якобы был безвозвратно утерян) галошах. Чем не фрагмент из романов Жюля Верна? Его первые литературные опыты — очерки и рассказы на географические, исторические и научные темы — стали появляться во французских журналах с 1851 года. Познакомившись в Париже с Александром Дюма и его сыном — автором знаменитого романа «Дама с камелиями», — Жюль Верн утвердился в своем литературном признании, синтезировал в творчестве элементы приключенческой (как у Дюма-старшего), психологической (Дюма-сына), фантастической, утопической и научно-популярной литературы.

155 лет назад в переводе писательницы Марко Вовчок (Марии Вилинской), кстати, троюродной сестры известного критика, ниспровергателя литературных авторитетов Дмитрия Писарева, в России был издан полный текст знаменитого романа Жюля Верна «Дети капитана Гранта». С тех пор этот роман неоднократно переиздавался в России и СССР. В 1933 году в партийном постановлении о создании издательства «Детская литература» произведениям Жюля Верна было уделено особое внимание. Несмотря на то что Жюль Верн довольно критически относился к России (в первой редакции «Таинственного острова» капитан Немо был поляком, участвовавший в восстании 1863–1864 годов против русской власти), у нас этого писателя полюбили сразу и навсегда. О его творчестве одобрительно отзывались Салтыков-Щедрин, Чехов, Михаил Булгаков, другие известные писатели. Лев Толстой читал Жюля Верна вслух своим детям. Знаменитый издатель Сытин выпустил в 1917 году полное собрание его сочинений. Творчество Жюля Верна оказалось превыше идеологии.

Кадр из фильма «В поисках капитана Гранта»

«Он был не только моим спасителем в детстве — он был для меня чем-то большим! С каким трепетом читал я его объемистые книги, страдая от того, что чтение рано или поздно должно прийти к концу», — писал автор культового советского романа «Как закалялась сталь» Николай Островский. В 1920–1930-х годах яростная внутрипартийная борьба в СССР сочеталась с активным вовлечением молодежи в государственное строительство. Социальные лифты работали на полную мощность. Молодые люди рвались к культуре и образованию. На великих стройках, в институтах и конструкторских бюро выковывалась новая личность советского человека. Этот человек жил не материальными, а духовными интересами. Наука, культура были ему нужны как воздух. Молодые люди той эпохи искренне верили в свою великую миссию преобразователей мира, а потому учились и работали с немыслимым энтузиазмом.

Жюль Верн, как говорится, пришелся ко двору. В 1936 году на экраны СССР вышел фильм «Дети капитана Гранта», восторженно встреченный зрителями. Песни на музыку Дунаевского и слова Лебедева-Кумача «Жил отважный капитан…» и «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер…» пела вся страна. Герои романов Жюля Верна «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятнадцатилетний капитан» стали примером для советской молодежи.

В школьных и народных театрах шли постановки по его произведениям, а идеи и сюжеты охотно использовали многие советские писатели: Вениамин Каверин («Два капитана»), Алексей Толстой («Аэлита»), Владимир Беляев («Человек-амфибия»), Владимир Обручев («Земля Санникова»). Они творчески соединяли революционный пафос переустройства мира с присущим молодости духом поиска и мужества. Девиз полярного летчика Сани Григорьева из романа Каверина: «Бороться и искать! Найти и не сдаваться!» — был созвучен высоким нравственным идеалам молодых героев Жюля Верна. Позже, в послевоенные годы, эстафету Жюля Верна подхватила советская научная фантастика. Произведения Александра Казанцева, Ивана Ефремова, Кира Булычева, Евгения Велтистова были исполнены веры в созидательную силу разума. Научный и технический прогресс в них органично сочетался с духовным развитием.

Сегодня научную, как раньше писали, фантастику все увереннее теснит фэнтези, зовущее читателя не в светлое, как у Жюля Верна, будущее, а в темное сословно-феодально-монархическое прошлое. Этот жанр можно определить как «анти-Жюль Верн». Но веру в человека не убить. Романы Жюля Верна и сегодня, по данным ЮНЕСКО, занимают второе место в мире по тиражам и популярности. Жюль Верн снова ушел в будущее. Догонит ли его наша цивилизация? Вернется ли в ее паруса «веселый ветер» поиска, отваги, чести мужества?