Фото: pixabay.com

Загадочные трели из книжного шкафа

  • 24.11.2025

Некоторые музыкальные инструменты вышли из обихода. Но память о них осталась на страницах книг и даже… в фамилиях русских классиков.

  • Жалейка. Дудка из ветки или тростника с раструбом из коровьего рога или бересты. В древности использовалась как музыкальное сопровождение поминок — вот и название напоминает о скорби. Неизменный атрибут пастуха. У Сергея Есенина («Нищий на паперти», 1916) старуха узнает в ровеснике пастуха, которого любила в юности: «Она чужда ему теперь, / Забыла звонкую жалейку…». Александр Эртель («Записки степняка», 1880) описывает звуки этого инструмента как «воющие». Писатель Алексей Леонов в повести «По летним и зимним дорогам» (1970) изображает свист выпущенных вдалеке снарядов: «Слово звук жалейки возникал…»
  • Лира колесная (рыля, рылей). Вот как описывает ее Константин Паустовский в повести «Далекие годы (1946): «Она напоминала скрипку, но к ней были приделаны рукоятка и деревянный стержень с колесиком». Рукоятку вращали, «колесико кружилось, терлось о струны, и они жужжали на разные лады», будто гудели «добрые… шмели». На этом инструменте аккомпанировали себе лирники (рылейщики) — слепцы, исполнявшие псалмы и баллады на базарах юга России. Вероятно, от его названия образована фамилия поэта-декабриста Кондратия Рылеева (1795–1826).
  • Цевница. Согласно словарю Владимира Даля (1866) — свирель. Александр Пушкин в стихотворении «Муза» (1821) писал о заглавной героине: «И семиствольную цевницу мне вручила». Корень «-цев-» обозначал в славянских языках трубку: «цевка» — это кость птичьей ноги между голенью и пальцами, по-болгарски «цев» — ствол ружья. Другие писатели представляли себе этот инструмент как струнный. У Николая Помяловского в «Очерках бурсы» (1863) герой сделал из деревяшек треугольник, в нем «натянул веревочные струны, <…> смастерил смычок, и таким образом устроил нечто вроде цевницы…». У Афанасия Фета в стихотворении «Петру Ильичу Чайковскому» (1891): «Но потрясенный весь струнами / Его цевниц…» Слово использовалось как синоним «лиры», то есть метафоры поэтического дара. У Пушкина в «Евгении Онегине» (глава II, строфа XXII) сказано о Ленском и Ольге: «И мысль об ней одушевила / Его цевницы первый стон…» (1824). Возможно, совершился перенос значения: ведь лира — инструмент струнный.
  • Шаркунок. Севернорусская погремушка из бересты. У Федора Абрамова в рассказе «Пролетали лебеди» (1963): «не было… дня, чтобы Паисий, возвращаясь с поскотины (пастбища. — «ВМ»), не принес бы для ребенка какую-нибудь дудочку, берестяной шаркунок или коробочку». Их использовали и взрослые — как шумовой музыкальный инструмент в ансамблях.

Рекомендации