Легендарный дрейф ледокола «Георгий Седов», который длился почти три года, закончился 80 лет назад — 13 января 1940 года. Это стало очередным ярким достижением Страны Советов в Арктике. Освоение приполярных областей планеты в то время было сравнимо с полетом в космос, только вместо безвоздушного пространства исследователей ждали вечная мерзлота и бесконечные ледяные поля.
Неизведанная земля
Осенью 1937 года началась одна из самых выдающихся и легендарных эпопей в истории освоения советской Арктики. В 30-е годы прошлого века профессия полярника была овеяна не меньшим флером романтики, чем летчика.Страна знала наизусть имена героев, которые смотрели со страниц центральных газет, одетые в унты, шубы, замотанные шарфами по глаза.Сложность освоения огромных полярных пространств даже в XX веке, когда человечество уже поднялось в воздух и успешно проходили первые эксперименты на радиоактивных элементах, была сопоставима с освоением космоса.
Какие сюрпризы готовит Северный Ледовитый океан? Несмотря на многочисленные предпринимавшиеся ранее экспедиции, карта течений, характер дрейфа льдов и многие другие важные для мореплавания данные оставались terra incognita. Для выяснения этих данных предпринимались многочисленные экспедиции, связанные с большим риском. Одной из них стал поход во главе с ледоколом «Георгий Седов» вместе с ледокольными пароходами «Садко» и «Малыгин». Суда шли в Архангельск по Севморпути и в районе Новосибирских островов оказались зажаты льдами.
Легендарный дрейф
23 октября 1937 года начался дрейф — корабли остались без хода и могли только плыть вместе со льдами, в которые вмерзли. Команды общим числом в 217 человек пытались выбраться изо льда, но уже спустя неделю стало ясно, что эти попытки ни к чему не приведут. Был отдан приказ переходить на зимовочное положение. Опыта настоящих полярных зимовок ни у кого, включая капитанов, не было. Тем не менее ситуация, хоть и рискованная, была далека от катастрофической — продукты и топливо были, а у ученых, бывших в составе экспедиции, появилась уникальная возможность получить неизвестные до того времени гидрографические данные. Связь с Большой землей поддерживалась регулярно, и дрейфующим судам была обещана помощь.
Летом 1938 года ледокол «Ермак» наконец пробился к цели и обколол лед вокруг «Садко» и «Малыгина». На «Георгии Седове» во время дрейфа был поврежден руль, и он не мог самостоятельно идти за «Ермаком». Было решено превратить его в дрейфующую полярную станцию.
Попытки достать ледокол не прекращались — 13 января 1940 года, в самый разгар полярной ночи, к «Седову» подошел ледокол «Иосиф Сталин» под командой Михаила Белоусова и вывел его на чистую воду. Возглавил руководство спасательной операцией легендарный полярник Иван Папанин. Так закончился дрейф «Седова», обогативший науку новыми сведениями о Центральной Арктике.
Атомный флот
После Второй мировой войны значение Арктики стало очевидно всем странам, граничащим с этим регионом. Кроме богатых залежей полезных ископаемых, для транспортировки которых Северный морской путь стал самой надежной транспортной артерией, велико было и военное значение этого региона. Дело в том, что траектории ракет, проходящих над арктическими льдами, являлись самой короткой дорогой к целям вероятного противника. Поэтому США и СССР в послевоенные годы начали интенсивное изучение Арктики. Проверялись возможности посадки самолетов, вплоть до стратегических бомбардировщиков, прямо на ледяной щит.
Для выполнения таких масштабных задач без ледокольного флота было не обойтись. СССР в этой гонке занял лидерские позиции, построив первый атомный ледокол «Ленин». Стало ясно, что атомный флот — это будущее региона. Началась эпоха новых рекордов.
17 августа 1977 года впервые экипаж атомного ледокола «Арктика» достиг географической точки Северного полюса. Сбылась мечта многих поколений моряков всего мира. Задача, сравнимая по своей масштабности и значимости с такими революционными прорывами в научно-техническом прогрессе, как полет человека в космическое пространство, была успешно решена отечественными мореплавателями, чье судно было оснащено самой совершенной по мощности, эффективности и экологичности силовой установкой, состоящей из двух атомных реакторов.
Обновленный ледокол «Арктика» — самый мощный в мире на данный момент. 12 декабря 2019 года он вышел на ходовые испытания на Балтийском заводе в СанктПетербурге. Вести ледокол в эксплуатацию планируется в мае 2020 года.
Рабочие лошадки
Могучие атомные ледоколы занимаются решением стратегических задач — проводками караванов судов по Северному морскому пути, но есть необходимость и в судах, выполняющих и другие задачи — пожарные, поисковые и прочие. Для этого используются дизель-электрические ледоколы. Это настоящие рабочие лошадки, которые помогают строить гидротехнические сооружения, очищают ото льда акватории портов, проводят к местам разгрузки и стоянки грузовые суда. Одна из ярких их технических особенностей — оригинальный винто-рулевой механизм, который представляет собой колонку, похожую на вентилятор. Она прикреплена на шарнире ко дну судна. Такое техническое решение позволяет ледоколу буквально вращаться на одном месте, что очень важно в условиях портов, где судов скапливается много, как машин на парковке, и места для маневра бывает мало. Самым мощным дизель-электрическим ледоколом является сегодня судно «Виктор Черномырдин», названное в честь бывшего председателя правительства России.
По данным производителя, этот ледокол предназначен как для самостоятельной проводки судов на мелководных арктических участках и в устьях сибирских рек, так и для работы в качестве вспомогательного ледокола в составе сложных караванов на трассе Северного морского пути.
Технической особенностью ледокола является противообледенительная установка, которая обеспечивает подачу сжатого воздуха вдоль борта судна, что исключает обмерзание корпуса и создает слой, как между льдом и коньками Судно будто скользит. Это повышает ледопроходимость корабля и, соответственно, скорость проводки судов.
Ледокол «Москва»
Среди современных дизель-электрических ледоколов есть и тот, на борту которого написано «Москва». Он приписан к порту Санкт-Петербурга.
Это ледокол проекта 21900, построен в 2008 году, был головным судном в серии.
Ледокол предназначен для проводки крупнотоннажных танкеров шириной до 50 метров, буксировки судов во льдах и на чистой воде, перевозки грузов, выполнения аварийно-спасательных работ и оказания помощи судам, борьбы с разливами нефти и химикатов в открытом море и тушения пожаров.
Для повышения эффективности ледокола и уменьшения срока его окупаемости судно имеет возможность использования в летний период, в том числе для обслуживания нефтегазовых месторождений и береговых терминалов.
САМЫЙ ГЛАВНЫЙ ЛЕДОКОЛ
В условиях обострившейся международной конкуренции в борьбе за ресурсы арктического шельфа существенно возрастает значение российского атомного ледокольного флота как наиболее эффективного инструмента обеспечения транспортной и хозяйственно-экономической деятельности в арктической зоне.
С помощью ледоколов типа «Арктика» начиная с 1978 года был осуществлен переход к круглогодичной навигации в Западном районе Арктики. Потребность в переходе к круглогодичной навигации была обусловлена прежде всего необходимостью обеспечения жизнедеятельности и развития Норильского промышленного района.
ЕДИНСТВЕННЫЙ В МИРЕ
Россия обладает единственным в мире атомным ледокольным флотом, призванным на основе применения передовых ядерных достижений решать задачи обеспечения национального присутствия в Арктике. С его появлением началось настоящее освоение Крайнего Севера.
В настоящее время в состав атомного ледокольного флота входят два атомных ледокола с ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил. Это «Ямал», «50 лет Победы». Еще два ледокола с мощностью около 50 тысяч лошадиных сил — «Таймыр» и «Вайгач» (на фото внизу). Грузы перевозит атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть». Обеспечивают их работу пять судов технологического обслуживания.
СПРАВКА
Георгий Седов (1877–1914) — русский гидрограф, полярный исследователь. Участвовал в экспедициях по изучению острова Вайгач, устья реки Кары, Новой Земли, Карского, Каспийского морей. В 1912 году организовал экспедицию к Северному полюсу на судне «Святой Фока».
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктор Топорнов, историк флота:
— Дрейф «Седова» имеет исключительный и теоретический, и практический характер полученных данных гидрографии Северного Ледовитого океана.
Он начался еще во время работы первой полярной станции СП-1 во главе с Папаниным. Была осуществлена непрерывность наблюдений за гидрометеорологическими процессами и движением льдов в Центральной Арктике на протяжении почти трех лет. В-третьих, вскоре после начала своего дрейфа «Георгий Седов» оказался в области, в которой начался дрейф «Фрама» полярного исследователя Фритьофа Нансена, и в дальнейшем, хотя и прошел значительно севернее, но в общем почти параллельно дрейфу «Фрама».
ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ
Когда ледокол «Арктика» впервые достиг Северного полюса? Кто руководил операцией по спасению «Седова»? Какая страна имеет самый большой атомный ледокольный флот?