Знаете, каким он парнем был!

  • Людмила Курникова
  • 8.04.2024

Первый космонавт планеты — Юрий Алексеевич Гагарин — вполне мог состояться как очень талантливый конструктор космической техники. В этом можно убедиться, побывав в его мемориальном кабинете в Центральном доме авиации и космонавтики ДОСААФ России, который в этом году отмечает вековой юбилей. По словам директора ЦДАиК Юлии Сигорской, в здании нашлась комната, точь-в-точь повторяющая кабинет, который выделили Юрию Алексеевичу в Военновоздушной инженерной академии имени Жуковского. В то время руководство страны решило, что первые советские космонавты должны получить высшее образование. А руководителем дипломного проекта был назначен именно Гагарин. Генеральный конструктор Сергей Павлович Королев считал, что первый космонавт Земли просто обязан себя почувствовать в роли создателя космической техники.

— Юра, ты будешь руководить проектом, и я хочу, чтобы ты оказался в моей шкуре, — цитирует Королева Юлия Сигорская. — Для того чтобы ты понял, что быть главным конструктором тоже непросто. К великому сожалению, Сергей Павлович Королев не увидел защиты своего предполагаемого последователя — генерального конструктора не стало 14 января 1966 года.

— Юрию Гагарину из-за своей популярности очень трудно было сосредоточиться только на учебе и научной работе, — продолжает директор ЦДАиК. — Ему приходилось отвлекаться на поездки по стране и миру и встречи, вести общественно-политическую работу и даже готовиться к новому полету в космос. Поэтому в 1967 году при подготовке к защите проекта Гагарину выделили отдельный кабинет. Я увидела, как бережно сохранились рабочий стол Юрия Алексеевича, под стеклом которого хранится фотография его мамы, лампа, книги, кресло для отдыха и даже настольный календарь первого космонавта, открытый на страничке с датой 27 марта 1968 года. Именно в этот день Гагарин и отправился на военный аэродром, чтобы совершить свой последний полет.

Но больше всего меня поразил макет многоразового космического корабля самолетного типа ≪ЮГ 1≫, названный так по инициалам Гагарина, который и стал вариантом дипломного проекта. При этом разрабатывали его задолго до появления ≪Шаттлов≫ и наших ≪Буранов≫. Именно Гагарин, отвечающий за траекторию аэродинамического спуска, предложил оригинальную конструкцию для стабилизации аппарата при спуске с помощью решетчатых крыльев. Кстати, именно эта разработка великолепно проявила себя во время испытаний в аэродинамической трубе и используется до сих пор на всех космических кораблях ≪Союз≫.

Рекомендации