Сити-фермерство начали изучать в школе № 1354 «Вектор». Теперь мальчики и девочки умеют выращивать овощи и работать на таких установках, о которых вряд ли бы услышали.
Необычные практикумы для ребят ведет Иван Парфений. В прошлом — агроном, а теперь — учитель биологии в бутовской школе. Поэтому о том, как из семечки вырастить хороший урожай, педагог знает не понаслышке.
— Наши занятия начались после того, как на территории школы поставили теплицу, — рассказывает учитель. — И мы с ребятами стали выращивать разные овощи: огурцы, помидоры, перцы… В общем, все, что любят дети и едят почти каждый день.
Урожай получился шикарным. А на вкус овощи оказались куда лучше покупных. Ребята это тоже заметили.
— Потом наступила зима. И я решил, что неплохо бы продолжить занятия и показать, как выращивают овощи в домашних условиях, — вспоминает Иван Парфений. — Например, в тех же горшочках или на маленькой гидропонной установке (система выращивания продуктов в замкнутом пространстве без использования почвы).
Так перед ребятами открылся целый мир! Впервые овощи вырастали прямо на их глазах, день за днем становясь все больше и больше.
— Все это так понравилось ученикам, что те начали массово записываться ко мне на практикумы, — вспоминает педагог.
Речь, конечно, не о старшеклассниках. Их вряд ли чем-то удивишь, тем более что многие из них знают, как это — работать на грядках у бабушки на даче. Заинтересовались сити-фермерством ученики 5–6-х классов, которые еще не успели понять, что такое работа в огороде.
— Да и, честно вам признаюсь, этим ребятам все интересно! И работать с ними — одно удовольствие, — улыбается Иван Парфений.
Юные сити-фермеры теперь посещают мини-лекции, слушают информацию о семенах, удобрениях, а потом сами идут на импровизированный огород, чтобы закрепить услышанное.
— Конечно, не все у них получается. Я даю им только советы, а дальше они действуют сами по своим ощущениям, — говорит Иван Парфений.
Так что ребята учатся методом проб и ошибок. Залили перцы? Ничего страшного. Расстроился? Значит, подумай, что было не так, найди ошибку и только после этого начни все сначала.
Так, по мнению педагога, у ребят и появляется любовь к экологически чистым продуктам.
— Ведь они учатся сажать семена, проращивать их, ухаживать за ними, — говорит он. — Ребята учатся быть ответственными, потому что, если вы выращиваете продукты не в гидропонной установке, а в земле, это большая ответственность. Как минимум нужно следить за тем, чтобы никто то же окошко не открыл в кабинете. В противном случае растение замерзнет и погибнет.
Но ребята схватывают все на лету. И к лету ученики будут готовы помогать своим бабушкам и дедушкам на огороде, не просто сажая семена, а делая это правильно, вспоминая советы опытного агронома. И вопроса — зачем выращивать то, что можно всегда найти в магазине — у них точно не будет. Ведь свой урожай всегда лучше.
— Сейчас мы ждем большую гидропонную установку, с помощью которой надеемся собрать несколько урожаев, — рассказывает Иван Парфений.
Поступят с овощами просто — юные фермеры заберут их к себе домой, чтобы показать своим домашним и сделать несколько вкусных салатов. Сейчас наступает пора сажать рассаду. Некоторые семена уже в земле, еще немного — и прорастут, другие только ждут своей очереди. А пока сезон не настал, ученики тренируются на комнатных цвета, чтобы не потерять навыков, ведь правильный уход нужен всем растениям!
ИНТЕРЕСНО
Специалисты предполагают, что за сити-фермерством будущее. Все дело в том, что через несколько лет людей на планете станет гораздо больше. И вряд ли агрономы смогут накормить всех, выращивая овощи только на грядках. Поэтому на помощь им придут различные установки.