Александр Беляев не только классик фантастики, но и основоположник нового жанра научно-фантастической литературы. Герои его произведений обладают сверхъестественными способностями — живут под водой, летают… Но все их необычные таланты — результат экспериментов ученых. Поэтому писателя считают первооткрывателем во многих областях, ведь его произведения вдохновили инженеров, дали вектор работы. Так, он описал пилотируемые космические корабли, устройства, помогающие вести съемки под водой, и, что самое неожиданное, трансплантологические и пластические операции, методы консервации и заморозки клеток. В начале ХХ века это казалось красивой сказкой, не более. Но спустя столетия его фантазии стали реальностью.
Александр Беляев родился 16 марта 1884 года в семье священника. Отец хотел, чтобы сын продолжил его дело. Мальчик учился в духовной семинарии, но понял, что искренне верит только в естественные науки. Да и талант к инженерному делу ярко проявился в детстве — будущий писатель самозабвенно конструировал летательные аппараты и проекционные фонари. В юности он увлекся театром и критикой, начал печататься и поступил в Демидовский лицей. Однако решил заняться не точными науками, а юриспруденцией. До Первой мировой войны жизнь его была бурной — он отстаивал убеждения на баррикадах вместе с такими же молодыми и горячими социалистами, не пропускал ни одной премьеры, печатался в газетах как критик, сам участвовал в спектаклях. Да и на профессиональном поприще было все прекрасно — успешные дела позволили ему заработать приличное состояние, молодой человек много путешествовал по Европе, поднимался ввысь на гидроплане и с энтузиазмом изучал другие новинки.
Роковым для него стал 1915 год: дала о себе знать детская травма. Однажды он неудачно прыгнул с сарая, испытывая самодельный парашют. Деятельный молодой человек оказался на долгих шесть лет прикован к постели. Молодая супруга ушла, а рядом осталась только пожилая мать.
Спасением для него стала литература. Он зачитывался произведениями Жюля Верна и Герберта Уэллса и сам начал писать художественные фантастические рассказы.
Одним из самых известных стал роман «Человек-амфибия» об Ихтиандре — юноша с жабрами умел жить под водой и влюбился в обычную девушку, красавицу Гуттиэре. Написанная в 1927-м, книга обрела бешеную популярность в 1960-х годах благодаря экранизации. Режиссеры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев пошли на авантюру — сценарий долгое время был отложен из-за технических сложностей. Помимо того, что съемки под водой требовали огромных затрат, нужно было в реальных локациях воссоздать фауну, описанную в романе. Премьера стала абсолютным лидером проката 1962 года — картину посмотрели 65 миллионов зрителей.
Еще один роман, поразивший воображение читателей, — «Голова профессора Доуэля» о технологиях, позволяющих сохранить сознание людей, когда тело умирает. Особенно часто произведение вспоминали в 2015 году, когда нейрохирург Серджио Канаверо готовился к операции по пересадке головы неизлечимо больному русскому программисту Виталию Спиридонову. Придуманные Александром Беляевым миры волнуют и вдохновляют ученых. За 16 лет работы писатель написал 17 романов, десятки повестей и рассказов, и все его произведения отличают не только научно обоснованные фантазии, опередившие время, но и сложность внутренней жизни его персонажей, ставших изгоями из-за своей инаковости.
ЦИТАТА
Глеб Черепанов, режиссер спектакля «Человек-амфибия» в театре на Малой Ордынке:
— Я с детства люблю произведения Александра Беляева. К сожалению, его не так часто экранизировали и еще реже ставили на сцене, поэтому мне было важно создать музыкальный спектакль «Человек-амфибия». Помимо интересных для художника фантастических элементов, дающих простор для воображения сценографа и режиссера, мы акцентировали внимание на тонком психологизме его произведений, притчевости. Разбирая роман, мы с артистами вспоминали «Идиота» Достоевского — история Ихтиандра ведь тоже о том, как человек не может найти свое место в мире людей других, и общество тоже не принимает его.