Unsplash

Аэрофотоаппарат стал прототипом беспилотника

  • Анастасия Солонская
  • 7.10.2024

Первый аэрофотоаппарат сконструировал русский инженер Вячеслав Измайлович Срезневский. «ПВО» узнала, как и для чего применялось это оборудование.

Родился Вячеслав Измайлович 21 сентября 1849 года в Санкт-Петербурге. С отличием окончил реальное училище и Санкт-Петербургский университет. По словам фотографа и видеографа Богдана Петренко, Вячеслав Срезневский — это гениальный инженер-конструктор своего времени.

— Срезневский был еще и большим любителем фототехники. К его разработкам относится портативная фотолаборатория — походный ранец, служивший одновременно камерой для съемки и своеобразным местом для проявки кадров, — говорит Богдан Петренко. — В то время лаборатории с подобным функционалом занимали целые фургоны, которые транспортировались при помощи лошадей. По словам Богдана Петренко, Срезневский изобрел и первый в мире аэрофотоаппарат, предназначенный для воздушной съемки земной поверхности.

— Он был создан на основе прибора, разработанного Вячеславом Измайловичем специально для экспедиции Пржевальского, — рассказывает Петренко, — но при этом был максимально устойчив к внешним воздействиям. В основу изобретения Вячеслава легла схема, которую разработали для экспедиции. Богдан Петренко уточняет, что у нового прибора были технические особенности.

— Оптика фотоаппарата была плотно зафиксирована, а дистанция фокусировки установлена на бесконечность, — говорит эксперт. — Именно такое конструктивное решение позволило получить четкие и качественные снимки с высоты птичьего полета. Отснятое изображение проявлялось на стеклянные пластинках, покрытых светочувствительным слоем.

По словам Богдана Петренко, первые снимки на аэрофотоаппарат были получены 6 июля 1886 года. Кадры сделал поручик русской армии Александр Кованько.

— Сам фотоаппарат крепился с помощью системы специальных кронштейнов на аэростат. И все это делалось под прямым углом по отношению к земле. В боковую прорезь вставлялись фоточувствительные пластины, после чего аэрофотоаппарат перемещался в корзину для перезарядки. Так были получены четыре фотографии Санкт-Петербурга с высоты птичьего полета, — объясняет Богдан Петренко.

Аэрофотоаппарат Срезневского был первопроходцем в аэросъемке, продолжает Петренко. Изобретение Вячеслава Измайловича оказало очень большое влияние на западных коллег, в особенности на французских инженеровконструкторов. Кроме того, прибор Срезневского вдохновил российского инженера Ричарда Тиле на создание многокамерного автоматического аппарата, названного панорамографом и предназначенного для панорамной аэрофотосъемки.

Аэрофотоаппарат конструкции Срезневского был самым совершенным на тот момент устройством, считает Петренко.

— Прибор стал ярким примером новаторского подхода изобретателя, — говорит эксперт. — Более того, это был пик развития технологий того времени.

Аэрофотосъемка получила бурное развитие с появлением первых одноместных самолетов, что потребовало технологического совершенствования аэрофототехники.

— Так, в 1896 году был изобретен первый аэрофотоаппарат, приспособленный для маршрутной съемки кадровым методом. Прибор создал русский военный инженер Владимир Потте, — продолжает Петренко. — Конструкция фотоаппарата Потте в то время считалась лучшей в мире. Аппарат использовался в СССР до конца 1920-х годов. С его помощью создавали топографических карты и планы местности.

Кроме того, такие приборы просто незаменимы для изучения, например, ландшафтов горной местности. Нашли свое применение аэрофотоаппараты и в сельском хозяйстве. Прибор Срезневского активно применяется для создания карт почвенных ресурсов. С его помощью можно спрогнозировать угрозу засухи и проанализировать качество почвы. А еще благодаря своему изобретению Вячеслав Измайлович внес вклад и в городское планирование. С помощью полученных снимков можно оценить масштабы города и потенциал развития различных районов. Нашли свое применение аэрофотоаппараты Срезневского и в военной сфере. Их можно использовать для сбора информации о вражеских позициях и изучения местности. Прибор используется для анализа безопасности территории и оценки требований к безопасности.

Современные технологии в аэрофотосъемке включают использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) — все дроны оснащаются высокоточными камерами. Открывается больше новых возможностей для анализа и обработки информации, а сама работа с оборудованием занимает гораздо меньше времени. Все это благодаря тому, что летательные аппараты способны быстро разворачиваться на месте и передавать зафиксированную информацию. А традиционный аппарат требует гораздо больше времени и ресурсов. Сейчас БПЛА используются для создания цифровых моделей местности, а еще мониторинга строительных площадок и инфраструктурных объектов. Некоторые съемки проводятся специально для анализа состояния природных ресурсов и изменений в окружающей среде.

МЕЖДУ ТЕМ

Согласно Воздушному кодексу Российской Федерации, беспилотное воздушное судно (БПЛА) определяется как «воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот)». Стоит отметить, что Международная организация гражданской авиации дает при этом четкое разграничение между радиоуправляемыми моделями и БПЛА. Первые из них предназначены прежде всего для развлечения. Поэтому их применение должно регулироваться местными, а не международными правилами использования воздушного пространства.

Рекомендации