В столице прошел онлайн-тренинг «Современный урок и технологии театральной педагогики», где учителя узнали, как актерское мастерство и другие приемы помогают сделать уроки интереснее.
Знаете ли вы, что такое сторителлинг (storytelling, от англ. story — история, telling — рассказывать)? Это искусство рассказывания историй, которые захватывают внимание слушателя, воздействуют на его эмоции и чувства. Можно ли применять сторителлинг в школьном образовании? Безусловно, считает учитель музыки, педагог-организатор Школы имени Ф. М. Достоевского Сергей Гольцов.
— Сторителлинг может помочь школьникам углубиться в какую-то из тем учебного предмета, рассказать о важных событиях и персоналиях, развить сценическую речь перед аудиторией одноклассников и педагогов, бороться с зажимами и волнениями, подключить фантазию и развить навык импровизации, — уточняет Сергей Гольцов.
На днях в столице завершился онлайн-тренинг для педагогов школ, который назывался «Современный урок и технологии театральной педагогики». Почти шесть тысяч столичных учителей обучались у артистов театра и кино, преподавателей театральных вузов, практикующих психологов технологиям использования театральных приемов в учебной практике.
— Использовать в работе технологии театрального искусства на своих занятиях могут учителя любых предметов: химии, физики, биологии, географии, математики и других, — говорит Сергей Гольцов. — В начальной школе педагог может объяснить учащимся новый материал, используя специальный реквизит: пальчиковых кукол или любые бытовые предметы. А в средней и старшей школе как раз нужно использовать метод сторителлинга.
Кстати, после тренинга мы с коллегами решили во время проведения предметной Недели искусств, которая пройдет в апреле, заняться проектной деятельностью. Ее результатом станут театрализованные постановки, игры, презентации и перформансы по разным предметам: исторические эпохи, биологические процессы, важные исторические персоны, химические элементы, страны мира и народности, атомы и молекулы.
Социокультурные проекты столицы «Учебный день в музее», «Московское кино в школе» уже давно известны ученикам. И не просто известны: ребята уже успели их по достоинству оценить и полюбить.
И вот в этом году у педагогов появилась возможность обратиться к театральным технологиям и использовать их в своей работе. Однако это вовсе не значит, что на уроках они только будут показывать ребятам театральные постановки или ставить спектакли. Хотя без этого, конечно, не обойтись.
Учителя и педагоги дополнительного образования смогут с помощью знаний, полученных на тренинге «Современный урок и технологии театральной педагогики», применять на уроках приемы, позволяющие удерживать внимание учеников, делать из любой темы интересный спектакль, учить ребят работать с артикуляцией и дыхательным блоком, чтобы концентрировать внимание на изучаемой теме.
— Театральное искусство — бесконечный ресурс для современного образования. Именно через актерское мастерство и педагогику закладывается основа личности школьника, а методики, специально разработанные для подготовки мастеров сцены, помогут сделать каждое занятие действительно максимально эффективным, — считает заместитель директора Городского методического центра Виктория Гуркина. — Грамотно излагать свои мысли и владеть вниманием аудитории — основополагающие умения, которые являются обязательными компонентами успеха абсолютно в любой профессиональной деятельности.
Полезные советы от актеров, преподавателей актерского мастерства, режиссеров, психологов и, конечно же, московских учителейпрактиков помогут повысить мотивацию школьников, сделать занятия более запоминающимися и современными, а значит — лучше усваивать материал.
МЕЖДУ ТЕМ
Кандидат педагогических наук, педагог-организатор Лора Макмак руководит театром-студией MINIMA, который работает в школе № 1241 «На Красной Пресне». Уже несколько лет она использует приемы театральной педагогики на уроках литературы и дает мастер-классы для учителей.
— Мы даем детям на уроках право, возможность быть собой, и ребенок открывается, — говорит Лора Владимировна. — И оказывается, что он очень глубокий человек.
Он умеет дружить, договариваться. То, чем мы занимаемся, это не для театра, это для жизни. Для того, чтобы ты мог поймать свою собственную грань в общении с другим человеком, во взаимодействии с текстом. Когда ты работаешь с текстом в команде, ты открываешься новой стороной для себя и для других. Чем больше в тебе граней, тем интереснее жизнь. Нужно искать метафоричность, выходить на образ в любом предлагаемом обстоятельстве. И этим обстоятельством может стать любой урок.