Пример выпускницы Ирины Бродской, набравшей на ЕГЭ в этом году 400 баллов, показывает, что, если прилежно учиться и следовать рекомендациям, это откроет перед вами множество дверей. Фото: Пелагия Замятина

Без серьезных изменений

  • Мария Соловьева
  • 15.11.2021

Закончились консультации специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) по предметам ЕГЭ «На все 100». Сегодня расскажем о последних из них.

Заканчиваем серию публикаций об изменениях, которые произошли в контрольно-измерительных материалах (КИМ) Единого государственного экзамена (ЕГЭ), основными предметами — русским языком, математикой и сочинением, а также химией, которую в последнее время выбирают все больше выпускников. С нее и начнем.

Стало меньше заданий

По словам руководителя комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по химии Дмитрия Добротина, экзаменационная работа по химии в 2022 году будет включать 34 задания.

— Изменен формат условия в задании 5, проверяющем умение классифицировать неорганические вещества. В обновленном задании 12, которое будет проверять знание химических свойств углеводородов и кислородсодержащих органических соединений, будет снято ограничение на количество элементов ответа, из которых может состоять полный правильный ответ, — отметил Дмитрий Добротин.

В задании 21 потребуется определить среду раствора и расставить вещества в порядке уменьшения/увеличения кислотности среды. Впервые в экзаменационную работу включено задание 23, проверяющее умение проводить расчеты на основе данных таблицы, где представлены изменения концентрации веществ. Изменилась и модель задания 28, теперь в нем нужно вычислить выход продукта реакции или массовую долю примеси.

— Усложнения заданий не планируется, можно ориентироваться на уровень сложности прошлого года. Так что ожидать каких-то сюрпризов или подвохов не стоит, — отметил Дмитрий Добротин.

Изменения минимальные

Время, отведенное на работу, в этом году не изменилось (3,5 часа), как и подавляющее большинство заданий.

— КИМ ЕГЭ по русскому языку изменились минимально. Все основные характеристики экзаменационной работы 2022 года по сравнению с 2021 годом сохранены, — рассказала руководитель комиссии по разработке КИМ ЕГЭ по русскому языку Ирина Цыбулько.

Исключено задание 1, проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста. Вместо него в ЕГЭ включено составное задание, проверяющее умение выполнять стилистический анализ текста. Изменена формулировка и расширен спектр языкового материала в задании 16 (добавлены однородные и неоднородные определения), расширен языковой материал для пунктуационного анализа в 19-м задании (сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными). Все задания отнесены к базовому уровню сложности. Эксперт рекомендовала выпускникам обратить внимание на словарь паронимов и орфоэпический словник, опубликованные на сайте ФИПИ. Знакомство с ними необходимо, чтобы выполнить 4-е и 5-е задания.

— В этих заданиях будут только слова, которые представлены в данных словарях, чтобы избежать разночтений, связанных с изменениями языковых норм, — пояснила Ирина Цыбулько.

Достаточно одного примера

О требованиях к сочинению, а также о литературе, которую можно привлекать для его написания, тематических направлениях 2022 года рассказал разработчик тем итогового сочинения, доктор филологических наук Алексей Федоров.

— Основные направления тем итогового сочинения на 2021/22 учебный год: «Человек путешествующий: дорога в жизни человека», «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?», «Преступление и наказание — вечная тема», «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня», «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина», — отметил Алексей Федоров.

Критерии оценивания сочинения не поменялись по сравнению с прошлым учебным годом. Два необходимых требования к сочинению, чтобы оно было проверено по критериям: рекомендуемый объем не менее 350 слов и самостоятельность написания. Основные критерии при оценке — соответствие сочинения заявленной теме и привлечение литературного материала, дополнительные критерии — композиция и логика рассуждения, качество письменной речи, грамотность.

— Сочинение — это проверка на читательскую зрелость, читательский кругозор и умение связно выражать мысли, — уточнил Алексей Федоров.

В качестве литературного материала при написании сочинения может привлекаться не только художественная литература, но также мемуарная, историческая, научная, искусствоведческая, литературная критика, рецензии и любые другие опубликованные произведения. При подборе примеров не обязательно привлекать разные произведения, достаточно одного. Алексей Федоров не рекомендовал при написании сочинения обращаться к популярным блогам и сетевой литературе, так как они в любой момент могут быть удалены, и проверяющий сочинение эксперт не сможет их найти.

Сюрпризов не будет

В экзамене по математике базового уровня, который предстоит сдавать тем, для кого математика не является одним из вступительных испытаний при поступлении в вуз, добавлена одна практикоориентированная текстовая задача и усилен практикоориентированный акцент в заданиях по геометрии, изменен порядок заданий и максимальный первичный балл. В экзаменационную работу добавлены задание 5, проверяющее умение выполнять действия с геометрическими фигурами, и задание 20, проверяющее умение строить и исследовать простейшие математические модели.

Из ЕГЭ по математике профильного уровня исключены три задания базового уровня сложности (практические задачи на делимость, на график реальной зависимости, задание базового уровня по геометрии) и добавлено два новых задания (алгебраическое задание с использованием графика функции и задание по теории вероятности повышенного уровня сложности). Также была скорректирована система оценивания и критерии проверки двух заданий с развернутым ответом.

— Никаких сюрпризов в экзамене по математике быть не может, ведь экзамен основан на том, что проходят в школе, на федеральном государственном образовательном стандарте, на действующих учебниках. Поэтому главный совет по подготовке — просто хорошо учиться в школе, — успокоил руководитель комиссии по разработке КИМ Единого госэкзамена по математике Иван Ященко. — При выполнении подсчетов надо быть внимательными, все расчеты делать не в уме, а на бумаге, чтобы снизить вероятность ошибки. Самая популярная ошибка на экзамене — неверно прочитанное условие, на втором месте арифметические ошибки.

МЕЖДУ ТЕМ

Типичные ошибки, которые допускают выпускники при написании итогового сочинения:

— непонимание смысла нравственно-философских категорий, которые употреблены при формулировке тем;

— подмена примера, который используется для подтверждения мыслей, обозначенных в сочинении, пересказом литературного произведения;

— полное или частичное искажение содержания книги;

— речевые ошибки.

Рекомендации