Глава ШСК «Лев» школы № 1363 Алексей Гусаров. Фото пресс-служба ДОНМ

Достигнутая цель и есть победа!

  • 17.09.2024

Вырастить спортсмена в школе? Миссия выполнима, если за дело берутся руководители школьных спортивных клубов. Как выстраивать работу с детьми, расскажет победитель конкурса-номинации «Тренер года», глава ШСК «Лев» школы № 1363 Алексей Гусаров.

Почему вы выбрали именно эту профессию? Как спорт пришел в вашу жизнь?

В 6 лет родители привели меня в футбольный клуб «Торпедо (Москва)». Так и началась моя футбольная карьера. Когда мне было чуть больше 20, я получил звание «мастер спорта международного класса», а в 28 лет стал чемпионом Европы по футзалу. К сожалению, травмы не позволили мне продолжить карьеру. Тогда я реализовал другую мечту. С детства мне нравились уроки физической культуры. Я хотел стать учителем и стал им!

Спорт – ваша профессия. А есть ли у вас на него время вне работы?

Да, я продолжаю играть, только на любительском уровне. Даже после завершения профессиональной карьеры меня неоднократно признавали лучшим бомбардиром, нападающим, игроком. Спорт – серьезная составляющая моей жизни.

Что для вас самое приятное в работе педагога?

Мне нравится передавать детям свои навыки, общаться с ними, видеть, что они растут как спортсмены, чувствовать отдачу. Главное – чтобы ребята развивались!

Какие качества необходимы современным тренерам и учителям физкультуры?

Нужно любить детей, уметь выстраивать взаимоотношения с подростками. Кроме того, важны ответственность, коммуникабельность, физическая выносливость, стрессоустойчивость и доброжелательность. И, разумеется, умение идти на контакт с родителями!

Что для вас важно в воспитанниках?

Для меня важны следующие черты: чтобы они были заинтересованы в спорте, шли к поставленной цели, проявляли настойчивость. Ну и, конечно же, оставались людьми.

Как вы выстраиваете работу с воспитанниками? Какие методики используете?

Во-первых, успешная работа зависит от авторитета тренера. Он должен быть другом, братом, отцом – человеком, который даст ребенку вектор для дальнейшего развития. А во-вторых, я иду от простого к сложному. Если воспитанник научится вести мяч подошвой, внешней, внутренней частью стопы, остальное – дриблинг, передача, остановка – будут даваться легче. Кроме того, в тренировочном процессе обязательно должен быть соревновательный метод, чтобы у детей развивалось стремление победить, быть лучше с каждой тренировкой.

Какими правилами вы руководствуетесь в работе?

Как и все учителя физической культуры, я учитываю состояние здоровья воспитанника. Постепенно повышаю нагрузки и их сложность, составляю план тренировок, включаю упражнения для разных групп мышц.

Как вы относитесь к поражениям воспитанников? Как поддерживаете их?

Конечно, любое поражение неприятно, но мы всегда делаем работу над ошибками, разбираем игры по видео, показываем, где ребята недоработали. В дальнейшем настраиваемся на позитивные эмоции и победы.

Как вы мотивируете детей перед выступлениями и соревнованиями?

Ребят, которые у меня занимаются, не надо дополнительно мотивировать. Сама подготовка к соревнованиям и есть сильнейший мотивационный фактор. Во время тренировок им приходится очень много работать. Поэтому уже на самих соревнованиях они выкладываются по максимуму, чтобы усилия не прошли даром. Ну и, безусловно, представлять себя на высшей ступени пьедестала – тоже сильная мотивация для юных спортсменов.

В чем формула успеха? Всегда ли он равен победе?

На мой взгляд, формула успеха – это стремление к поставленной цели, а шансы жизни предоставит. Достигнутая цель и есть победа!

Как раскрыть талант учащегося?

В основе таланта – не только способность, но и желание самого человека. Прежде всего надо ориентироваться на его интересы. Любые, даже незначительные данные можно развить, если работать. Важно помогать и направлять!

Есть ли среди ваших воспитанников те, кто решил заниматься профессиональным спортом?

На самом деле практически все воспитанники остаются со мной с 1 по 11 класс, а уже после этого ищут себя в любительском и профессиональном спорте. Я всегда им помогаю и поддерживаю любое их начинание.

Был ли в вашей жизни наставник, который повлиял на вас?

Да, конечно, на моем жизненном пути был человек, который дал мне стимул для работы в дальнейшем. Я ему очень благодарен и до сих пор помню его советы. Они действительно помогают мне двигаться к поставленным целям.

У каждой образовательной организации столицы есть свой спортивный клуб. Какие возможности он открывает перед учащимися, педагогами и родителями?

Школьный спортивный клуб дает учащимся возможность заниматься в секции по выбранному виду спорта и выступать на соревнованиях разного уровня.

Педагоги, и не только учителя физической культуры, также могут войти в состав ШСК, заниматься спортом и выступать в соревнованиях учительских спортивных клубов. Такую возможность дает проект «Про.Спорт».

Родители также могут быть членами ШСК. Сейчас на базе школ начали открываться спортивные секции и для них. Так что школьный спортивный клуб объединяет всех участников образовательного процесса. Это очень удобно с точки зрения взаимодействия.

Расскажите подробнее о вашем ШСК. Где воспитанники принимали участие и каких результатов они достигали?

Наш ШСК «Лев» очень известен на просторах Москвы. У нас хорошо развиты футбол, гандбол, волейбол и баскетбол. Наши воспитанники – неоднократные победители и призёры городских и межрайонных соревнований школьных спортивных лиг по футболу, мини-футболу, гандболу, баскетболу и волейболу.

Расскажите, как воспитать чемпиона!

Для этого должны сойтись несколько условий. Первое – мотивация самого ребенка быть успешным в выбранном спорте, его воля и старание. Второе – грамотный тренер, который заинтересован в развитии и результативности своего воспитанника. Третье – поддержка родителей. Они должны поддерживать ребенка и верить в него. И в тренера, конечно, – необходимы уважение и доверие. И немного удачи. Ведь, как известно, везет тому, кто везет.

 

Рекомендации