Образовательные стандарты содержат обязательный минимум тем. Как их преподавать, выбирают учитель и директор школы. Например, в музее ученики усваивают информацию лучше, чем на обычном уроке. Фото: Артем Геодакян/ТАСС

Экосистема учебных и научных проектов

  • Мария Соловьева
  • 16.05.2022

В столице под девизом «Назад в будущее» прошел Московский международный салон образования. В течение двух дней участники салона обсуждали разные образовательные вопросы, в частности, как избежать формальности в проектировании образовательных программ.

Какие же выводы были сделаны? Как отметил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, на сайтах школ обязательно должны быть выложены образовательные программы, чтобы родители учеников знали, чему и как учат их детей, какие программы реализуются и как они соотносятся с существующими Федеральными государственными образовательными стандартами.

— Эта информация должна быть представлена языком, понятным для родителей, чтобы они могли понять, что происходит в образовательном учреждении, где учится их ребенок. И увидеть, какие «фишки» делает данная школа, — уточнил Игорь Реморенко. — Конечно, во ФГОСах зафиксировано то, без чего школа не может существовать. Например, нельзя представить преподавание литературы без Льва Толстого, преподавание истории без материала о полете в космос Юрия Гагарина или математику без квадратных уравнений. А уже каким способом эти уравнения преподавать, что конкретно обсуждать с детьми по теме полета первого человека в космос — это может стать «фишкой» каждой отдельной школы, того полета мысли, который непременно присутствует у учителя.

По мнению ректора МГПУ, современной школе стоит сосредоточиться на четырех «миссиях». Первая — рассказывать ученикам, как устроен мир, вторая — говорить о его преобразовании и совершенствовании, используя систему проектов и других форм исследований, третья — объяснять, какие нормы культуры, типы взаимодействия и сообществ влияют на проявление тех или иных проектов. Четвертая — изучение способов мышления, понимание, как человек должен мыслить, чтобы осваивать знания.

Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Наталия Киселева также отметила, что образовательную программу часто воспринимают как формальный документ из сотен листов на школьном сайте, а на самом деле это основа, которая отражает все происходящее в школе. На ней строится развитие школы, каждого ребенка и каждого учителя.

— Есть федеральные государственные образовательные стандарты — обязательный образовательный минимум для освоения, есть городские и школьные образовательные проекты (медицинские, инженерные классы, например, математическая вертикаль), школьные традиции. Объединяет все это в единое целое образовательная программа школы, — уточнила Наталия Киселева. — Мы рассматриваем образовательную программу как экосистему школьных проектов, интегрирующих содержание, методы преподавания и образовательные технологии, требования к условиям реализации (кадровым, финансовым, инфраструктурным, временным).

Когда в школе образовательная программа становится целостным отражением всех происходящих процессов, понимается и принимается всеми, тогда действительно школа работает на результат. Именно она задает рамки необходимого и пространство возможностей для творчества каждого учителя.

Московские школы весь этот учебный год занимаются структурированием и обновлением образовательных программ, ведется системная работа с учетом стандартизации всех городских проектов, их расширения и дополнения.

По мнению участников салона образования, школа и должна стать некой экосистемой учебных и научных проектов.

— Не нужно всем педагогам школы заниматься проектированием одной уникальной учебной программы, чтобы потом презентовать ее родителям учеников и городу. Каждый учитель, синхронизируя свою работу с федеральными государственными стандартами, должен работать над своей частью проекта. И потом собрать все части воедино, — сказал директор школы № 1576 Александр Сурков.

Такая же ситуация, по мнению Наталии Киселевой, должна происходить и на уроке. Чтобы урок получился, педагогу следует организовывать разные формы работы в классе, давать разным ученикам свои задачи, учитывая особенность детей. И потом в рамках самого урока и изучения определенной темы объединять то, что разработали ученики.

КСТАТИ

В этом году IX Московский международный салон образования собрал более тысячи экспертов и 50 тысяч участников.

Рекомендации