Эксперт объяснил, как помочь ребенку развить критическое мышление

  • Тамара Рымашевская
  • 16.07.2025

Критическое мышление – навык, о котором в последнее время говорят чуть ли не больше, чем об интеллектуальных способностях. Тестирование на уровень критического мышления проводят многие компании при приеме на работу нового сотрудника, а также некоторые учебные заведения, например, Московский креативный техникум (МКТ), который входит в образовательную систему Universal University наряду с Британской высшей школой дизайна и Московской школой кино. Директор МКТ Евгений Лурье, который стоял у истоков разработки Российского стандарта тестирования персонала, рассказал, как родители могут самостоятельно проверить, насколько этот навык развит у подростка, и почему это важно для будущей профессии.

— Евгений, критическое мышление сейчас на слуху у многих родителей. Расскажите, что это такое на практике, и почему это важно для подростков?

— Критическое мышление — это не врожденный навык, он формируется в детском и подростковом возрасте. В первую очередь, это способность работать с информацией не на уровне простого пересказа текста, а на уровне понимания и анализа. Критическое мышление включает в себя способность отличать факт от мнения, оценивать степень достоверности информации, умение рассуждать по законам логики и не совершать мыслительные ошибки. А значит — делать самостоятельные выводы из того, что услышал или прочитал, и действовать на основании фактов и собственных рассуждений.

— Как родители могут понять, развито ли критическое мышление у их ребенка?

— Есть очень простой способ. Возьмите учебник обществознания и обсудите с ребенком какую-нибудь тему при подготовке домашнего задания. Обществознание — прекрасная дисциплина для такой проверки, она касается того, как устроено общество, экономика, духовная и социальная сферы.

Если, обсуждая любую тему — скажем, финансовые обязательства гражданина, кредиты, — ребенок может порассуждать, интерпретировать написанное и сделать выводы, то это, безусловно, признак наличия у него критического мышления.

Еще лучше, если подросток способен применять свои знания к новым для него ситуациям в жизни. В учебнике есть множество заданий, где проверяется именно эта способность. И если он, помимо обобщений и разумных выводов, может воспользоваться еще и собственным опытом, подкрепить рассуждения чем-то самостоятельно познанным, то критическое мышление явно присутствует. Например, если на основании прочитанного в буклете оператора связи подросток сможет  выбрать себе оптимальный тариф для телефона, это означает, что он умеет не только извлекать смысл из прочитанной информации, но и принимать на основании этого практические решения.

Еще один способ оценки критического мышления — умение распознавать ложь и ошибки в высказываниях или текстах. Например, в рекламе, заголовках газет, словах других людей, пытающихся намеренно или случайно ввести в заблуждение. Допустим, мы знаем, что собаки виляют хвостом, когда радуются. Следует ли из этого, что если собака виляет хвостом, то она радуется? Или более очевидный пример логической ошибки: «Все котики милые. Тимоти Шаламе милый, значит, он котик».

— В каких профессиях критическое мышление особенно важно?

— Принцип такой: чем больше профессия связана не с конкретикой, а с абстракцией, тем более важно критическое мышление. Когнитивные способности имеют значение в любой современной профессии — хоть сварщика, хоть дизайнера, хоть маркетолога. Но мера абстракции в каждой профессии разная. Особенно критическое мышление важно там, где нужно работать с большим количеством информации, текстами или цифрами, и делать на основании этого выводы или создавать новый продукт в широком смысле слова. А это и аналитики, и врачи, и преподаватели.

Например, в работе сварщика объемы осваиваемого абстрактного знания довольно невелики. Законы физики, с которыми работают в этой сфере, прямые и конкретные.

А вот в маркетинге любой элемент обладает очень высоким уровнем неопределенности. Например, целевая аудитория — это очень абстрактное понятие. Оно требует осмысления с теоретической точки зрения, а также аккуратного переноса в практику. Нельзя провести жесткие границы между одной целевой аудиторией и другой, это все равно метафора. Нужно понимать, где она начинается и где заканчивается. Менеджмент – это вообще одна большая абстракция. Поэтому во всех уважающих себя бизнес-школах при поступлении проверяют критическое мышление.

— Можно ли развивать критическое мышление самостоятельно?

— Безусловно. Работа с текстами — в первую очередь не с художественными, а с публицистическими, околонаучными — это лучший способ развития таких навыков, которые пригодятся при анализе любой ситуации: что делать с личными финансами, где работать и так далее.

Каждому родителю доступен простой прием: берется любой текст в серьезном издании, который содержит информацию и выводы про экономическую ситуацию, планы, социальную сферу, про то, как устроена карьера, и что делают разные профессионалы. Эти темы лучше всего подходят для обсуждения, потому что они интересны старшим подросткам.

Нужно помочь ребенку со сложными терминами, прочитать вместе текст и разобрать его на разных уровнях. Уровень первый — понимаем, о чем написано, можем пересказать. Уровень второй — проверяем, может ли ребенок рассказать больше того, что есть в тексте. Ответить на вопросы: что имел в виду автор, какие выводы можно сделать, помимо тех, которые он делает сам, к каким выводам нас подводят, но не проговаривают. Уровень третий — просим ребенка порассуждать на заданную в статье тему, используя собственный опыт и знания. Движение по этим уровням – и есть развитие критического мышления.

Еще важно в доброжелательной форме спрашивать, почему подросток считает именно так, просить аргументировать позицию. Самое сложное для родителей — удержаться от критики и занять исследовательскую позицию: «Я действительно хочу понять, почему ты считаешь, что компьютерные игры развивают внимательность». Полезно также отмечать ошибки в текстах или высказываниях, обсуждать манипуляции и способы проверки информации, решать логические задачки.

— Влияют ли социальные сети и “короткий контент” на развитие критического мышления?

— Это сложная история. Гаджеты, конечно, влияют — способность концентрировать внимание ухудшается, и более осмысленно относиться к содержанию становится сложнее. Но есть и положительные моменты. У современных тинейджеров есть прекрасный «фуфлометр» — они за 3-4 фразы могут почувствовать, определить, годится им эта информация или не годится, по делу написано или нет. Подростки стали намного более чувствительными к эмоциональному содержанию. Человек может говорить одно, а на уровне эмоций передавать совершенно другое. Поэтому я считаю, что такие особенности восприятия информации просто нужно учитывать.

— Можно ли развить критическое мышление во взрослом возрасте?

— Многие вещи формируются в сензитивных возрастах, и если упущены базовые навыки работы со словом, текстом, пониманием, то наверстать потом трудно. Если костная ткань не сформировалась, то не на что крепить мышцы.

С другой стороны, возможности психики довольно широки. При наличии воли и грамотной среды многие вещи можно компенсировать или развить. Взрослому человеку доступны конкретные приемы и инструменты: можно разобраться с тем, как работать с цифрами, как делать выводы в конкретной сфере. Правила логики можно изучить и потренироваться решать логические задачки, освоить алгоритмы оценки достоверности информации, понаблюдать за собой и научиться отслеживать когнитивные искажения, к которым каждый из нас склонен. Если есть желание — точно можно значительно улучшить свои навыки, на этом стоит делать упор.

Если в целом есть базовые навыки работы с информацией, то можно нарастить их применительно к определенной области. Но если стартовые когнитивные возможности низкие — трудно усваивать новую информацию, соединять несколько предложений в содержательный текст — то развивать критическое мышление будет существенно сложнее.

— Какой главный совет вы бы дали родителям?

— Работайте с текстами, постепенно усложняя материал. Начните с научно-популярных статей по естественным наукам — там меньше контекстов, которые влияют на выводы. Потом переходите к экономическим и социальным темам, где нужно учитывать уже больше факторов. Обязательно обсудите с ребенком базовые понятия логики: классификацию, обобщение, правильные рассуждения.

Часть школ требует от учеников только умения запомнить и пересказать содержимое учебника. А этого недостаточно для формирования навыка критического мышления, который становится все более важным в современном мире.

 

Рекомендации