15 ноября на онлайн-конференции «Интернет-угрозы: как уберечь школьников от опасностей в сети» — первой из серии образовательных мероприятий проекта «Другие уроки» — эксперты по кибербезопасности и педагоги-практики рассказали учителям, родителям и детям о киберугрозах и методах защиты от них. Первая конференция объединила более 7,5 тыс. участников, а ее трансляции в социальных сетях ВКонтакте и Одноклассники собрали более 308 тыс. просмотров. Организаторами проекта «Другие уроки» выступают VK Образование, Учи.ру, «Сферум» при поддержке Департамента образования и науки города Москвы.
В день конференции состоялись две дискуссии на тему кибербезопасности детей и подростков, мастер-класс «Как распознать запрещенный товар в интернете» и круглый стол про кибербуллинг, приуроченный к инициативе VK — День борьбы с кибербуллингом. Делимся ключевыми тезисами экспертов по каждому из рассмотренных вопросов.
Дети и подростки в интернете: уроки кибербезопасности в школе
В рамках этой темы поднимался вопрос о кибергигиене — наборе полезных привычек и навыков безопасного поведения в сети. Алексей Заславский, старший эксперт по информационной безопасности и киберкультуре VK и член-корреспондент Международной академии наук, напомнил о важности этого навыка в современном мире и рассказал, как родитель может привить эту привычку ребенку. Эксперт порекомендовал родителям не запрещать детям тот или иной ресурс, а начать с открытого диалога: например, рассказать ребенку, что такое пин-код, почему важно использовать лицензионные приложения и следить за проведенным в телефоне временем.
Только при условии открытости и взаимопонимания, родитель сможет объяснить школьнику, почему важны такие расширения, как родительский контроль, приватность профиля и как они могут помочь в опасных для ребенка ситуациях. Здесь большую роль играет именно доверительный диалог: взрослому стоит не только рассказывать о важности этих мер, но и спрашивать мнение ребенка, интересоваться, какие действия предпринял бы он сам. Хорошей тренировкой в повышении цифровой грамотности станет участие в олимпиаде «Безопасный интернет», организованной Учи.ру и VK, при поддержке национального проекта «Цифровая экономика» для учеников 1–9 классов. Задания олимпиады моделируют виртуальные ситуации, с которыми может столкнуться каждый ребенок в сети. Интеллектуальное состязание познакомит школьников с такими явлениями как фишинг, вирусы, мошенничество, этически спорными моментами и другими.
Эксперты рекомендуют родителям устанавливать родительский контроль на все устройства, которыми пользуется ребенок. Это расширение информирует родителя и ребенка о забытых паролях, киберопасностях и о том, в каких приложениях чаще всего школьник проводит время. Таким образом, родитель остается в курсе, как ребенок использует гаджет, и может корректировать диалог с ним при необходимости.
Спикеры конференции рассказали, какие меры может предпринять школа, чтобы оградить детей от несоответствующей возрасту информации, мошенничеству, кибербуллингу. Образовательным учреждениям в первую очередь следует:
- обеспечивать безопасный и комфортный доступ к сетевым ресурсам;
- рассказывать о правилах поведения в сети;
- формировать навык кибергигиены;
- воспитывать осознанную личность;
- создавать комфортную психологическую среду внутри школы.
Реализовать перечисленные меры можно, когда сам коллектив в школе знает основы цифровой грамотности, умеет мониторить сетевые угрозы, привлекает экспертов в области кибербезопасности и постоянно налаживает доверительный контакт с учениками и их родителями. Так, повысить цифровые компетенции педагоги могут на бесплатном курсе повышения квалификации от Учи.ру «Развитие ИКТ-компетенций педагога». По итогам обучения учителя, например, смогут узнать, что такое цифровой этикет и как защитить персональные данные.
Директор «Цифровой школы» Петр Зуев привел данные исследования, согласно которому 71% школьников используют интернет преимущественно для просмотра фото- и видеоконтента. При этом чаще всего дети не только потребляют разного рода информацию, но и оставляют цифровые следы, которые могут им навредить: 51% рассказывают о своих увлечениях и хобби, 27% отмечают номера школ, 13% выкладывают личные фотографии, 12% указывают имена родственников и 10% делятся номером мобильного телефона. Зная эту информацию, агрессору или мошеннику будет проще причинить вред. Если у школьника развита медиаграмотность — комплекс навыков и умений по использованию интернета и поведения в нем, — он будет комфортно ощущать себя в виртуальном мире и будет менее подвержен риску столкнуться с угрозой.
«Наверное, развитый навык критического мышления, один из главных факторов, который показывает, что ребенок умеет пользоваться интернетом с пользой. Поэтому роль учителя как наставника — научить школьника критически смотреть на любого рода информацию в цифровой среде. Развить его, в том числе, помогает проект “Осмысленное чтение”», — отмечает Петр Зуев.
В рамках дискуссии «Подростки в интернете и уроки кибербезопасности в школе» эксперты рассказали, с какими видами мошенничества могут столкнуться подростки в сети и как их можно избежать.
Действия, которые помогут справиться с угрозами в сети:
- игнорирование грубого общения в чатах,
- блокировка агрессора;
- направление жалобы модераторам интернет-площадок и платформ;
- информирование взрослых о непристойных сообщениях;
- направление жалобы в службу безопасности ресурса, в котором ребенок столкнулся с угрозой.
Эксперты предупредили, что любая информация, опубликованная в сети, там останется навсегда. Поэтому школьникам важно рассказать, какие сведения о себе они могут публиковать в соцсетях и блогах.
«Подростки очень уязвимая группа, которая больше всего подвержена влиянию угроз в интернете. Об этом важно помнить взрослым. Ребята школьного возраста разбираются в цифровых технологиях лучше, чем взрослые. В то же время, ценностный уровень у школьника еще не сформирован. Поэтому присутствие подростков и детей в интернете — ответственность взрослых», — отмечает Инна Ярцева.
Эксперты сошлись во мнении, что для личной безопасности школьникам не стоит:
- Открыто делиться конфиденциальной информацией и личными данными со всеми. Не сообщайте свои настоящие имя и фамилию, номер мобильного телефона, номер школы, а также не делайте общедоступными фото семьи и друзей.
- Проявлять агрессию: грубить, придираться, оказывать давление на других.
- Открывать вложенные файлы от подозрительных отправителей.
- Распоряжаться деньгами семьи без согласия взрослых.
- Встречаться с интернет-знакомыми без одобрения взрослого, с которым налажены доверительные отношения.
Как распознать запрещенный товар в сети
На мастер-классе слушатели узнали, как критически оценивать товар и избегать сомнительных предложений в сети. Мошенником на маркетплейсе может оказаться и продавец, и покупатель. Основные признаки мошенника-продавца:
- товар ниже рыночной стоимости;
- продавец просит как можно быстрее принять решение или внести предоплату для брони;
- если покупатель готов приобрести товар, продавец не может его показать или доставить по каким-либо внешним причинам.
Если мошенник представляется покупателем, опознать его помогут следующие характеристики:
- готов сразу купить товар, не задавая дополнительных вопросов;
- не может оплатить покупку по каким-либо причинам;
- просит как можно быстрее принять решение, так как есть много альтернативных вариантов.
Наталья Жданович, руководитель направления модерации рекламных платформ VK Рекламы и myTarget, уточнила, что мошенник всегда будет стараться перевести сделку в сторонние ресурсы и пытаться узнать конфиденциальные данные, например, номер банковской карты или СVС-код. Поэтому стоит обратить особое внимание на дату создания аккаунта, отзывы, имя профиля, соответствие или несоответствие платежных данных, фейковость ссылки.
Кибербуллинг: что важно знать и как от него защититься
Умение распознать и защититься от кибербуллинга становится важным навыком и независимо от того, в каком классе обучается ученик, педагогам и родителям важно научить детей противостоять этому явлению.
«Кибербуллинг имеет сходство с реальной травлей. Однако, у него есть и свои отличия: повышенная агрессия, постоянство, неограниченное число свидетелей и умалчивание. Все это повышает чувства тревоги и беспомощности у ребенка-жертвы травли в сети. Поэтому проблема кибербуллинга не меньше, чем реальный буллинг и требует повышенного внимания взрослых», — отметила Мария Короваева, учитель начальных классов школы № 630 г. Москвы.
Участники дискуссии поделились памяткой для детей на случай, если они стали свидетелями травли в сети. Алгоритм действий простой:
- покажите, что вы негативно относитесь к агрессии;
- поддержите жертву кибербуллинга;
- сообщите взрослым о факте травли.
Эксперты уверены, если ребенок поделится со взрослыми своими проблемами в сети, они обязательно помогут их решить. Главное — нужно быть образованными в вопросах цифровой грамотности и знать, как защитить от киберугроз школьников. Модератор дискуссии – руководитель PR-службы Департамента образования и науки города Москвы Наталья Цымбаленко – напомнила про раздел «Вместе против буллинга» на сайте «Школа. Москва», где собраны рекомендации, статьи, памятки, инструкции, видео и другие полезные материалы по профилактике и противодействию травли не только для детей и родителей, но и для учителей.
На конференции также рассказали, каким должен быть алгоритм действий для взрослых, чьи дети стали жертвой кибербуллинга. Во-первых, стоит проявлять активное участие в жизни ребенка и поддерживать его. Во-вторых, важно узнать все детали ситуации. В-третьих, сделать скриншоты, подтверждающие акт агрессии — их наличие поможет разрешить ситуацию. И последнее, заблокировать агрессора, написать претензию администрации площадки и отредактировать личную страницу ребенка.
Психолог и руководитель онлайн-ресурса психологической поддержки работников сферы образования «Вариант» Инна Ярцева уточнила, что детей стоит знакомить с нормами поведения в реальной жизни: как поддержать сверстника, который столкнулся с агрессией, как стоит вести себя в социуме, что такое хорошо, а что такое плохо. Когда у ребенка есть сформированные ценности, он сможет на них ориентироваться и в цифровой среде. Это и есть основа профилактики кибербуллинга.
«Три опоры, которые помогают предотвратить кибербуллинг среди подростков, это — контакт ребят со взрослыми, тренировка осознанности и постоянная совместная деятельность в реальной жизни, где взрослый включен в ребенка», — считает Инна Ярцева.
Для тех, кто не успел принять участие в конференции, есть возможность посмотреть запись трансляции на сайте проекта, а также в соцсетях ВКонтакте и Одноклассники.
Следующее мероприятие в рамках проекта «Другие уроки» состоится уже в декабре и будет посвящено коммуникации в сети.
Проект реализуется при поддержке информационных партнеров: Московский образовательный канал, Педсовет, Сноб, Вести образования, Растим детей, Вечерняя Москва: Пресса в образовании, RusBase, Хайтек.
Для справки:
«Другие уроки» — серия профессиональных онлайн-встреч для учителей. На встречах эксперты обсуждают актуальные вопросы по использованию цифровых ресурсов и инструментов, взаимодействие учителей и учеников и помогают педагогам повышать грамотность в сфере технологий. Организаторами «Других уроков» выступают VK Образование, Учи.ру, Сферум и Департамент образования и науки города Москвы.