Site icon Пресса в образовании

Формула успеха – здоровый климат в команде

Достигнутая цель и есть победа!

Директор школы 1474 Ирина Евгеньевна Курчаткина,глава ШСК «Звезда» школы № 1474 Алексей Данилкин и Молев Антон Ильич, Заместитель руководителя Департамента образования и науки города Москвы Фото пресс-служба ДОНМ

 

Школьные спортивные клубы созданы в каждой московской образовательной организации. Это открывает перед детьми уникальные возможности: они достигают спортивных высот под руководством опытных тренеров, пробуют себя в волонтерстве и медиасфере. О спорте и работе с подрастающим поколением нам рассказал глава ШСК «Звезда» школы № 1474 Алексей Данилкин, лучший руководитель школьного спортивного клуба по итогам 2023/2024 учебного года.

Расскажите, как вы пришли в спорт.

Мне всегда нравилось заниматься физическими упражнениями и следить за своим здоровьем. Когда в класс пришел тренер по гандболу и объявил о наборе в секцию, я решил попробовать. Так и началось мое увлечение этим видом спорта.

Какие качества обязательны для современных тренеров и учителей физкультуры?

Важны хорошее физическое здоровье, уравновешенность характера, предприимчивость, инициатива и стремление развиваться. Кроме того, учитель должен обладать педагогическим тактом, быть честным, требовательным, оптимистичным и т.д. Ведь для воспитания прежде всего необходим личный пример – не только слова.

Чего вы прежде всего ждете от детей?

Конечно же, отдачи. Когда выкладываешься полностью, очень хочется от них вовлеченности и большего интереса.

Как вы выстраиваете работу с воспитанниками, какие методики используете?

Общение тренера с воспитанниками должно быть непрерывным. При этом обращаться нужно по возможности к каждому, в противном случае одни будут думать, что тренер их игнорирует, а другие – что он к ним придирается.

Что до методик – по-моему, очень важно использовать на занятиях соревновательные спортивные игры и упражнения. Это повышает эмоциональную активность учащихся.

Не менее важна организация досуга детей: тематические беседы, походы, посещение разных мероприятий. И, конечно, необходимо создать в коллективе атмосферу взаимного уважения и доверия – это позволит каждому ребенку проявить способности и ощутить собственную важность. Для этого у педагога должны быть развиты коммуникативные и организаторские способности, ведь он должен помогать детям достигать их целей в спорте и жизни.

Какими правилами вы руководствуетесь в работе?

Как руководитель школьного спортивного клуба, я стараюсь сочетать безопасность, вовлеченность, развитие навыков и индивидуальный подход. Моя цель – создать позитивную и стимулирующую среду, в которой учащиеся могут не только совершенствовать свои спортивные навыки, но и развивать качества, необходимые для успеха в будущем.

Как вы относитесь к поражениям воспитанников? Как поддерживаете их?

Поражения – неотъемлемая часть спортивной жизни. Они предлагают нам ценный урок, возможность сделать выводы. Это бывает эмоционально трудно для учащихся, но я помогаю увидеть в неприятном событии стимул для личностного роста. Мы обязательно проводим анализ игры или соревнования, обсуждаем, что пошло хорошо, и определяем области, требующие улучшения.

А как вы мотивируете детей перед выступлениями и соревнованиями?

Мотивация часто имеет решающее значение для успешного выступления. Я понимаю, что каждый ребенок уникален, поэтому беседую с ними, чтобы понять их страхи и помочь сосредоточиться на сильных сторонах.

Подчеркну важность практики! Мы проводим регулярные тренировки, на которых дети отрабатывают навыки. Они должны чувствовать, что хорошо подготовлены к любым соревнованиям.

Какова формула успеха? Всегда ли он равен победе?

Формула успеха проста. Это здоровый климат в команде и сосредоточенность ребят на общем деле. Победа и успех имеют общую характеристику – это положительные результаты деятельности. Разница вот в чем, на мой взгляд: победа приходит только в борьбе (с собой, с противником, с обстоятельствами). Успех же – это любое достижение человека.

Как раскрыть талант учащегося?

Нужно помогать детям повышать самооценку, правильно ставить цели и вырабатывать мотивацию, учить их управлять эмоциями, помогать бороться с трудностями. Среди моих выпускников есть ребята, которые решили заняться спортом профессионально, я вижу в этом и свою заслугу.

У всех образовательных организаций столицы сейчас есть спортивные клубы. Что это дает учащимся, педагогам, родителям?

Школьники получают возможность заниматься спортом под руководством опытных педагогов, участвовать в соревнованиях и мероприятиях. У них формируется привычка к здоровому образа жизни, развивается умение работать в коллективе. Кроме того, в ШСК они могут попробовать себя в волонтерстве и медиасфере: ребята фотографируют, комментируют игры, снимают, монтируют – в общем, получают неплохой опыт.

Педагоги могут использовать школьный спортивный клуб как площадку для проведения уроков физической культуры, спортивных мероприятий и соревнований, организации внеклассной работы.

Для родителей польза тоже очевидна. Они контролируют процесс обучения детей, получают информацию об их достижениях в спорте. ШСК помогает укреплять связи между школой и семьей, между разными социальными группами внутри школы.

Какими результатами может похвастаться ваш школьный спортивный клуб?

Наш ШСК «Звезда» занял второе место по Москве в конкурсе на лучший спортивный клуб образовательной организации. Это значит, что мы участвовали во всех мероприятиях и событиях. Отдельно скажу про ребят – они победители и призеры межрайонных и городских этапов многих соревнований.

Дайте совет, как воспитать чемпиона!

Многие считают, что главное в спорте – победа. Измените отношение к этой ситуации: важно участие в соревновании! Как ни странно, именно это даст ребенку возможность победить.

В психологии спорта доказано: когда человек ориентирован не на достижение победы любой ценой, а, например, на овладение новым техническим элементом, это приводит к более эффективным результатам. Так шансы воспитать чемпиона куда выше.

Также необходимо учитывать наследственность и характер ребенка, смотреть, какой вид спорта ему подходит. Не следует забывать о регулярности тренировок – чем чаще ученик занимается спортом, тем лучше он развивает нужные навыки – и о правильном питании. Рацион должен быть сбалансированным, содержать все необходимые вещества.

Важный момент – психологическая подготовка. Спортсмену нужно уметь справляться со стрессом. Отдельно скажу о поддержке семьи: если родители не заинтересованы в достижениях ребенка, ему будет значительно сложнее.

И, конечно, мотивация самого школьника! Без нее в принципе ничего не получится.