Site icon Пресса в образовании

Главный ресурс производства

Московская школьница Анастасия Воронина с большим интересом изучала роботизированные станки, установленные в лабораториях и научных центрах «СТАНКИН»

Московская школьница Анастасия Воронина с большим интересом изучала роботизированные станки, установленные в лабораториях и научных центрах «СТАНКИН»

Ученые и студенты Московского государственного технологического университета «СТАНКИН» провели экскурсии и мастер-классы для подростков в рамках проекта «Год науки и технологий».

Сентябрь — отличный месяц для профориентации. У ребят, не определившихся, куда они хотят поступать, есть время, чтобы это решить. А тем, кто уже готовится к экзаменам, такие встречи в университетах помогут узнать, как заработать дополнительные баллы при поступлении и выбрать несколько вузов, куда подавать документы.

Например, в СТАНКИНе есть подготовительные курсы, инженерные практики. Кроме того, в течение года на базе университета проходят олимпиады и интеллектуальные игры, победы в которых дадут несколько заветных баллов при подаче документов.

Например, ребят пригласили на турнир школьных команд «Интеллект-клуб» по историческому и естественно-техническому направлению.

После такой вводной части ребят разделили на несколько групп и провели экскурсию по лабораториям и научным центрам университета. С интересными локациями вуза старшеклассников знакомили те, кто еще недавно стоял на их месте — студенты. Среди них — Анатолий Гладышев. Экскурсию он вел в интерактивной форме, рассказывая про оборудование и учебу, но не забывая вовлекать в процесс школьников своими вопросами.

— Как вы думаете, — спрашивает студент, подводя группу ребят из школы № 1409 к одному из станков в лаборатории российско-швейцарского научного центра, — за какое время это оборудование может превратить болванку диаметром в половину ладони в деталь с мелкой и сложной резьбой?

— Минута! Десять секунд! Тридцать секунд! Двадцать три целых шесть десятых секунды! Две минуты! — гадают школьники.

— Я думаю, секунд 40, — делает предположение один из ребят, Даниил Ювшаев.

И оказывается ближе всех к правильному ответу. За 41 секунду машина может вырезать резьбу на заготовке без участия человека.

А Анатолий Гладышев уже ведет группу учеников в другой кабинет. В нем почти все место занимают большие оранжевые манипуляторы. Но, как отмечает студент, по заводским меркам эти «трансформеры» почти что малыши — размер у них средний.

— Это устройство выполнено в виде универсальной руки. Ее можно приспособить под любую работу: сварка, резка, контроль, наблюдение, перемещение предметов. Главное, прикрепить к магниту нужный инструмент, — объясняет студент.

Ребята в это время, кстати, находятся за перегородкой. Как и на настоящем производстве, здесь важна техника безопасности.

— Это рабочий манипулятор. Конечно, произвести на нем что-то не получится, но как учебный образец для студентов, чтобы отточить навыки программирования, — самое оно, — уточняет Гладышев.

И задает следующий вопрос — какой на производстве самый важный ресурс? Ответ буквально находится перед глазами школьников.

— Это человек. Такое оборудование можно собрать за неделю, ну за месяц. А чтобы подготовить специалиста, уходят долгие годы. Он должен окончить школу, университет, получить опыт работы… Поэтому техника безопасности крайне важна, — отмечает студент СТАНКИНа.

После экскурсий все желающие смогли принять участие в мастер-классах на гравировальном станке и по робототехнике.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

Рамиль Нежметдинов, руководитель единого деканата и молодежного проектного центра МГТУ «СТАНКИН»:

— Нашему университету в прошлом году исполнилось 95 лет. Когда вуз создавался, станки были во главе угла. Кстати, это единственное в мире оборудование, которое может воспроизвести само себя. Этого не может сделать ни один кибернетический организм. А если станку добавить искусственный интеллект, о котором все сейчас говорят, то это ему будет под силу.

У нас активно проходит работа по внедрению искусственного интеллекта и информационных технологий в оборудование. Поэтому машинам, которые проектируются и создаются в вузе, мы можем добавлять системы управления и технологии.

В СТАНКИНе можно получить технические знания, которые станут серьезным фундаментом и базой, в том числе и для ведения управленческой деятельности на уровне государства. Не зря среди наших выпускников числятся премьер-министр Михаил Мишустин, зампредседателя правительства по вопросам цифровой экономики и инновациям Дмитрий Чернышенко и директор Службы внешней разведки Михаил Фрадков. Может быть, через 25–30 лет ребята, которые решат поступать к нам, тоже войдут в число выдающихся выпускников. У нас примерно в четыре раза меньше студентов, чем в Московском авиационном институте или Московском государственном техническом университете имени Баумана. Но у нас каждый студент на счету. Я, например, знаю все пять тысяч человек в лицо. А еще у нас в деканате есть тьюторы, которые держат связь со своими студентами и помогают им решить все возникающие вопросы.