Алексей Валерьевич, Вы являетесь инициатором образовательно-краеведческого проекта «Юный полярник». Расскажите, как и когда появился этот проект?
— Мне удалось побывать на Северном полюсе, прослушать интересные лекции об освоении Северного морского пути. Интересно, что многие улицы в Северо-Восточном округе, в моем избирательном округе — районах Свиблово, Северное и Южного Медведково — носят имена людей, участвовавших в покорении Арктики. Это улицы Амундсена, Седова, летчика Бабушкина, проезды Берингов, Дежнева, Нансена, Русанова, Шокальского и др. Так появилось предложение провести лекционные занятия, посвященные первооткрывателям и исследователям Северного полюса.
Затем идея воплотилась в пилотный проект «Юный полярник». Он стартовал в декабре прошлого года. Его цель — привлечение внимания школьников к истории освоения Арктики. Подрастающее поколение должно знать имена выдающихся исследователей Северного полюса и мореплавателей, которые многое сделали для освоения новых земель во благо своей Отчизны. Проект поддержали Департамент образования города Москвы, префектура Северо-Восточного округа, географический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, просветительский проект Homo Science Госкорпорации «Росатом», Русское географическое общество.
Символично, что в этом году исполняется 90 лет организации – Главному управлению Северного морского пути. Она была создана в 1932 году для освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути.
Какие школы сейчас участвуют в проекте? Как в него попасть?
— В этом учебном году мы запустили пилотный проект в трех образовательных комплексах Северо-Восточного округа: школе «Свиблово», образовательных комплексах № 285 и № 1482 Южного Медведково.На сегодняшний день в проекте принимают участие 500 школьников. Затем при поддержке столичного Департамента образования, мы мультиплицируем проект в других районах Москвы. Проект будет общегородским.
В чем уникальность проекта «Юный полярник»?
— Проект уникальный сам по себе — впервые для московских школьников подготовлен курс из лекций и творческие задания по теме освоения Северного полюса. В проекте каждый сможет проявить себя, показать свои знания, способности и даже поэкспериментировать. Наши финалисты посетят экскурсии на ледоколах «Ленин» в Мурманске и «Красин» в Санкт-Петербурге. А победителю выпадет шанс стать участником просветительской экспедиции на Северный полюс «Ледокол знаний. Homo Scince project» на борту настоящего атомного ледокола! Призы также подготовили Русское географическое общество , Департамент образования и науки Москвы, Префектура СВАО.
Как сейчас развивается проект? Какие задания выполняют его участники? Когда будут подведены итоги?
— Проект «Юный полярник» проводится в девять этапов в двух возрастных группах. Это 5-6 классы и 7-8 классы. Для школьников подготовлен курс из 9 лекций с творческими домашними заданиями. Для тех, кто по каким-либо причинам не может присутствовать на лекции, запись размещена в «Московской электронной школе». На каждом этапе участники знакомятся с лекцией, выполняют задания и предоставляют свои работы в специальном разделе в системе «Конкурсы и проекты» Городского методического центра.
21 мая, в День полярника, пройдет финальный этап проекта — «Полярный диктант». Победителями станут участники, набравшие максимальное количество баллов по результатам всех этапов — домашних заданий и диктанта. Торжественное награждение победителей пройдет 27 мая.
Справочно:
В Южном Медведково расположен проезд Дежнёва и проезд Пахтусова. В Свиблове — улица Седова и проезд Русанова.
- Семён Дежнёв и его товарищи открыли мыс в Беринговом проливе – крайнюю северо-восточную точку Азии.
- Старший лейтенант Георгий Яковлевич Седов в марте 1912 года приступил к организации первой русской экспедиции к Северному полюсу. Историки называют ее самым безумным путешествием за всю историю изучения Севера.
- Петр Пахтусов впервые исследовал Маточкин Шар — так назван пролив между Северным и Южным островами Новой Земли по имени впадающей в него реки Маточка. Маточкин шар соединяет Баренцево и Карское моря.
- Владимир Русанов известен тем, что впервые в истории пересек по суше Новую Землю и достиг Баренцева моря. Наиболее значительный его труд посвящен поиску оптимального Северного морского пути. Также ученый открыл на Шпицбергене залежи угля и закрепил за Россией право на его добычу.