Обществознание остается самым популярным предметом Единого государственного экзамена, который выпускники сдают по выбору. Расскажем об их типичных ошибках.
По словам специалистов Федерального института педагогических измерений (ФИПИ), в последние годы результаты ЕГЭ по обществознанию стабильны. И все же основные трудности участники экзамена испытывают с выполнением заданий правового блока. Нередко выпускников подводит невнимательное чтение заданий.
Затруднения в 2019 году, как и в предыдущие годы, отмечены при выполнении заданий по таким темам, как «Налоги», «Понятие и виды юридической ответственности», «Постоянные и переменные затраты», «Финансовые институты. Банковская система», «Основные источники финансирования бизнеса», «Избирательные системы», «Истина и ее критерии», «Политическая система общества», «Политический процесс», «Конституционный строй», «Юридические лица». Выполняя задания высокого уровня сложности, предполагающие приведение примеров различных социальных фактов, явлений, процессов, выпускники 2019 года практически не привлекали знания из других школьных предметов. Только 23 процента участников ЕГЭ 2019 года смогли на примере трех деятелей науки и их достижений проиллюстрировать положение, что российская наука обогатила мировую.
Экзамен 2019 года показал очевидные пробелы в знаниях правового блока, необходимых для социализации выпускников как граждан России, будущих работников, налогоплательщиков, активных участников экономической жизни. Например, около 20 процентов выпускников не знали целей деятельности прокуратуры и полиции и считали, что правоохранительные органы принимают законы; 24 процента были уверены, что трудовой договор может быть заключен в устной форме, примерно 30 процентов не различали уголовное и гражданское право.
При изучении и повторении правовых вопросов перед экзаменом специалисты ФИПИ рекомендуют опираться на соответствующие нормативные правовые акты, которые указаны в приложении № 2 к спецификации КИМ для проведения ЕГЭ по обществознанию.
Значительную роль в правильном выполнении заданий играет умение читать и адекватно понимать требования и инструкции по их выполнению. В 2019 году, чаще, чем год назад, участники ЕГЭ в кратких ответах записывали вместо слова словосочетание и наоборот. Заметное число участников ЕГЭ 2019 года испытывали явные трудности в понимании смысла заданий и давали ответы не на поставленные вопросы. Поэтому особенно важно на этапе подготовки к экзамену ознакомиться с инструкциями по выполнению заданий.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Юлия Рыбкина, учитель истории и обществознания школы № 2129 имени Героя Советского Союза П. И. Романова:
— С чего начать подготовку? Рекомендую распечатать первый раздел кодификатора, отметить, какие темы изучены, а какие — еще нет. Очень важно честно ответить на вопрос: «Что я действительно знаю из пройденных тем?». На основании этого составить индивидуальный план подготовки к ЕГЭ. Также надо не только выучить определения всех понятий, которые есть в кодификаторе, но и понимать их качественные характеристики.