Легкая рука специалиста по тяжелому металлу

  • Дмитрий Толкачев
  • 12.02.2024

Название профессии «слесарь» происходит он немецкого слова Schlosser, что означает «замочник», специалист по обработке металлов и изделий из них. Где можно выучиться на «замочника»?

Стать профессиональным «замочником» можно, окончив политехнический колледж имени П. А. Овчинникова. По словам директора учебного заведения Ирины Мордвиновой, при поступлении сюда конкурса как такового нет.

— В рабочих профессиях остро нуждается город, поэтому в прошлом году мы получили 100 бюджетных мест на специальность «Мастер слесарных работ», — рассказывает она. — Это говорит о востребованности профессии.

Одним из таких мастеров захотел стать студент 3-го курса Кирилл Юхно. По словам юноши, он уже успел трудоустроиться для прохождения практики во Всероссийский научно-исследовательский институт автоматики имени Н. Л. Духова — одно из ведущих предприятий Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

— Я с самого раннего детства любил мастерить вещи своими руками, — рассказывает Кирилл Юхно. — Помогал родителям на даче. Очень нравилось плотничать. А потом, уже в школе, серьезно увлекся моделированием. Мне всегда было удивительно наблюдать, как из набора простых вещей, которые планировали утилизировать или использовать как-то иначе, возникает что-то новое и полезное.

Студент уточняет, что после 9-го класса пришел на день открытых дверей в колледж имени П. А. Овчинникова по рекомендации друга.

— Осознание того, что ты своими руками можешь что-то создать или дать вторую жизнь сломанной вещи, вселяет уверенность, мощное чувство отдачи, самореализации — говорит Кирилл. — Хочется и дальше развиваться, переходить от простого к сложному, быть лучшим в своей профессии.

После окончания колледжа Кирилл Юхно планирует работать по специальности. Правда, с выбором работодателя он еще не определился.

— Спектр работодателей очень большой, есть из чего выбирать, — отмечает молодой человек.

Стоит отметить, что профессия слесаря привлекает не только молодых людей. По словам первокурсницы группы «Мастер слесарных работ» семнадцатилетней Дарьи Артюховой, ей еще в самом раннем возрасте нравилось смотреть, как работают с металлом.

— Мне всегда было интересно наблюдать за тем, какие интересные и практичные вещи можно сделать из металла. Да еще своими руками, — говорит Дарья Артюхова. — Кроме того, и мой папа в свое время выучился на мастера слесарных работ. Я решила последовать его примеру и после окончания девятого класса средней школы попробовала проявить себя в этой сфере и стать профессионалом.

Девушка уточняет, что именно этот колледж она выбрала по рекомендации родителей.

— Моя мама сказала: «Хочешь быть лучшей, выбирай лучшее», — рассказывает Дарья корреспонденту «Прессы в образовании». — В итоге я не прогадала. А недавно у нас началась практика. И я в очередной раз убедилась, что слесарка — это мое.

По словам Дарьи Артюховой, она не может выделить, что же в профессии слесаря нравится ей больше всего.

— Меня увлекают все составляющие процесса, — говорит девушка. — И рубка, и гибка, и опиливание, и сверление. Считаю, что нашла свою специальность. После окончания колледжа планирую работать именно слесарем.

Пока же политехникум имени П. А. Овчинникова, по словам директора Ирины Мордвиновой, не только готовит к выпуску квалифицированных специалистов для города, но и является центром компетенции по специальности «Мастер слесарных работ».

— Именно мы разрабатываем учебные планы для всех колледжей столицы, — сказала она корреспонденту «Прессы в образовании». — А наши учебные мастерские оснащены необходимым современным оборудованием.

Как проходит процесс получения образования, рассказывает мастер производственного обучения Денис Яковлев. По его словам, программа обучения может адаптироваться под конкретные запросы работодателей.

— До нового года идет ознакомление с мастерскими, техникой безопасности, охраной труда, инструментом, — говорит он. — Во втором семестре начинается более глубокое изучение основных операций, разметка, резка, рубка, гибка, сверление отверстий. Студенты второго курса работают с более сложными деталями, спрос к качеству которых намного выше. На третьем курсе студенты сдают сессию и уходят на практику в производственные мастерские предприятий, куда при желании они смогут в дальнейшем выйти на постоянную работу. Но есть и возможность обучаться по индивидуальному графику, что дает ребятам возможность уже с первого курса совмещать работу на предприятии и обучение в колледже. Это более всего подходит для людей, которые решили получить новую или даже сменить профессию. И поэтому они пришли учиться к нам уже в более зрелом возрасте, чем остальные студенты. При этом с предприятием заключается договор. Студенты работают полный рабочий день, но по договоренности приходят один раз в неделю в колледж, чтобы сдать учебные задания. Получается сочетание учебы и практики.

По словам Дениса Яковлева, выпускниками техникума интересуются Ростех, Росатом, «Алмаз», «Дукс». Стартовый оклад зависит от условий предлагаемых работодателем, но в среднем это 50 тысяч рублей. Но это оклад. Он не зависит от количества деталей. Работа в выходные, праздничные дни оплачивается отдельно. При работе на «сделке» зарплата может быть выше. Это объясняется тем, что есть детали «дорогие», а есть «дешевые». Можно, например, сделать 1000 деталей и получить за них 55 тысяч рублей, а можно и пять, особо сложных, за которые заплатят, условно, 85 тысяч рублей. На языке производства это называется «вкусные» детали.

При этом в самом учебном заведении очень сильны традиции.

— Мы активно практикуем систему наставничества, — говорит Денис Яковлев. — Я мастер. Но меня как педагога не было бы без старшего мастера Галкина Виталия Михайловича, у которого учился и учусь сам.

СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

Профессия слесаря имеет шесть квалификационных уровней (разрядов). Кроме того, слесарей можно разделить по специализации. Так, мастера широкого профиля можно считать самым приближенным к историческому пониманию профессии.

  • Слесарю-сантехнику предстоит выполнять монтаж и обслуживание инженерных систем: отопления, водоснабжения и вентиляции.
  • Автослесарь занимается диагностикой, ремонтом и тюнингом автомобилей. Он же может проконсультировать по поводу использования тех или иных деталей и материалов.
  • Слесарь-электрик отвечает за безаварийную работу электротехнического оборудования. При этом специалист должен разбираться в тонкостях работы электромашин и в электромонтажных схемах.
  • Сфера деятельности слесаря-ремонтника охватывает анализ работоспособности деталей и механизмов. В случае надобности — устранение неполадок.
  • Слесарь механосборочных работ — мастер, основной функционал которого — сборка различных механизмов и аппаратов из уже готовых деталей.

Рекомендации