Далия Магди — в медийном школы № 1539

Мечтатель сможет изменить мир

  • Наталья Покровская
  • 26.09.2022

В столице продолжается развитие проектов по предпрофессиональной подготовке. Как помочь ребятам сделать выбор будущей специальности, рассказывает директор Городского методического центра Департамента образования и науки города Москвы Андрей Зинин.

— Андрей Сергеевич, рынок труда стремительно меняется. На что ребятам стоит обратить внимание?

— Профориентация всегда была спутником образовательного процесса, но в современных условиях Москва практически перезагрузила формат этой работы. В советское время, когда требования к специальным навыкам десятилетиями не менялись, было достаточно, чтобы с разными профессиями учеников знакомил учитель.

Но сейчас мы вступили в такую эпоху, когда скорость изменений в сфере трудоустройства буквально зашкаливает, и учителю уже сложно уловить все тонкости, чтобы дать объективное представление о той или иной профессии. Значит, и подходы к профориентации должны меняться. Система образования Москвы действует согласно другой логике: знакомство детей с профессией должно происходить через ее представителей. То есть тех, кто в этой сфере трудится и может очертить круг компетенций, а самое главное — показать динамику изменений требований к ним. Мы ориентируем ребенка на осознанный выбор, выстраивая обучение по понятной триаде: школа — вуз — работодатель. Школа инициирует проекты, например, открывая классы по разным направлениям, вуз помогает сориентироваться в требованиях высшей школы, а работодатель рассказывает о современных профессиях и как стать в них успешными.

— Эти проекты учитывают востребованность профессий?

— Конечно. Учитывать потребности экономики города — правильно. Те, кто выбирает для себя рабочую профессию, идут в колледжи, которые имеют свои каналы взаимодействия со школьниками, у них отличные профориентационные проекты. Москва задает высокую планку, связанную с дефицитными специальностями, в которых она нуждается. И мы, анализируя рынок труда, ориентируемся на них. Если бы во всех школах стали открывать, например, медицинские классы, мы очень быстро оказались бы у разбитого корыта.

Был бы перебор, как в свое время на рынке труда образовалась очередь из безработных экономистов и юристов. Наша задача — показать школьникам такие направления, в которых у них будет возможность состояться, добиться успеха. Об этом, например, можно узнать из концепции «Москва. Умный город — 2030», в которой обозначены приоритетные для столицы направления, требующие значительного количества профессионалов.

Но есть и другие подходы, цель которых — сформировать объективное представление о рынке труда. Ведь основной принцип профориентации, как в медицине, — не навреди. Если мы будем ориентировать школьников только на новые или динамично развивающиеся профессиональные сферы, забывая о задаче показать полную палитру возможных профессий, мы рискуем навязывать неорганичный для них выбор, отчего впоследствии человек попросту будет ощущать себя несчастным. Ведь если больше всего на свете тебе интересно анализировать художественные тексты, едва ли ты найдешь себя в сфере информационных технологий, каким бы популярным ни был этот выбор среди московских школьников.

Так, проект «Профессиональные стажировки», в котором участвуют крупные городские предприятия и корпорации, адресован всем школьникам, его главная задача — наладить диалог между работодателем и ребенком, которому интересно то или иное направление. Календарь мероприятий составлен так, чтобы в течение учебного года показать вариативность, рассказать как можно больше о самых разных видах профессиональной деятельности. Это очень важно, ведь дети, склонные к гуманитарным предметам, часто что высокотехнологичный мир ждет только физиков, математиков и IT-специалистов, а для них в нем нет места. Но это не так: на рынке труда есть много интересных предложений для людей гуманитарного склада.

Ульяна Гришина учится в предпринимательском классе школы № 1532
Ульяна Гришина учится в предпринимательском классе школы № 1532

— Многие ребята говорят, что выбрали профессию по настоянию родителей.

— Случаев, когда родительское мнение доминирует, действительно много. Это, наверное, самая трудная часть нашей работы. Многие взрослые уверены, что действуют во благо, принимая решение за ребенка. А дети часто просто не могут аргументировать свою позицию. Поэтому наши профстажировки открыты и для родителей. В ближайшее время запускаем еще один проект — форсайт-сессии о развитии разных профессиональных сфер и новых востребованных умениях, чтобы помочь ребятам в том числе научиться аргументированно объяснить, почему им интересно то или иное направление.

— Что посоветуете родителям?

— Во-первых, изучать форсайт-исследования, например, «Атлас новых профессий», мониторить обзоры, регулярно выпускаемые консалтинговыми агентствами, чтобы не врать себе и ребенку о том, как выглядит современный рынок труда. Во-вторых, в семье детям нередко внушают, что успех в профессиональной сфере связан исключительно с предметными знаниями: мол, вызубрил материал по нескольким предметам — обеспечил себе блестящее профессиональное будущее. На самом деле нужно понимать, что при такой однобокости образования возникает опасный эффект узкого специалиста, который современным рынком труда категорически отторгается. Сегодня, чтобы быть успешным, нужны знания из разных областей. Поэтому важны все предметы, которые изучают в школе, а не только те, по которым ребенку предстоит сдавать экзамены.

Столько времени на чтение, изучение мира, сколько есть у человека в школе, потом не будет никогда. А карьерный успех во многом зависит от того, какие еще интересы есть у человека в жизни, помимо тех, что непосредственно связаны с выбранным профессиональным направлением. Вот это, наверное, главное, что нужно понимать и детям, и их родителям.

— В доковидные времена многие дети захотели быть блогерами. Быстрый заработок без необходимости усердно учиться.

— Не стоит настраивать детей, что заработок не важен, это ведь не так. Но при этом важно не перепутать ориентиры. Объясните ребенку, что деньги — важная вещь, но они не выдаются просто, а приходят в процессе профессионального движения к достижениям.

Поэтому вся наша работа по профориентации строится с горизонтом планирования на пять-десять лет, чтобы ребенок понимал, чем он будет заниматься в будущем. Карьера — это труд и всегда длинная дистанция, а вот спринтерский забег — заведомо проигрышный вариант.

Профессионал учится и развивается только в режиме нон-стоп, при таком подходе куда больше шансов стать высокооплачиваемым работником.

— Дети должны мечтать?

— Обязательно! Детство — это про фантазии, мечты, выбор романтической профессии. Мало того: современный мир предполагает, что можно создать свою новую профессию, в которой тебе было бы комфортно и интересно. Нужно иметь способность мыслить широко, и тогда ты сможешь изменить реальность под себя. Но сделать это сможет только мечтатель.

МЕЖДУ ТЕМ

Опросы, проведенные в последнее время, показывают, что современные школьники предпочитают выбирать не конкретную профессию, а направления будущей трудовой деятельности. Так, согласно исследованию кластера информационных технологий Фонда «Сколково» наиболее привлекательными старшеклассники назвали сферы, связанные с IT и программированием, психологией, интернет-маркетингом, робототехникой, биотехнологиями и предпринимательством. А опрос Российского движения школьников добавил в этот список медицину и фармакологию. Заниматься творческой деятельностью хотят порядка 10 процентов старшеклассников. Однако около 26 процентов принявших участие в опросах ребят признаются, что не знают, кем хотят стать.

Рекомендации