Элиша Грейвс Отис придумал безопасный подъемник почти 200 лет назад. Сейчас его изобретение широко используется во многих сферах. А стать специалистом в этой области можно в Московском государственном колледже электромеханики и информационных технологий.
По словам заместителя директора МГКЭИТ по содержанию образования Станислава Горбунова, спрос на электромеханика по лифтам в Москве сегодня очень высок, поэтому трудоустройство выпускников обеспечивается на 100 процентов.
— В лифтовом хозяйстве Москвы количество запросов от работодателей превышает число наших выпускников, — говорит Станислав Горбунов. — В городе активно строятся огромные жилые комплексы, современные промышленные предприятия, крупные бизнес, торгово-развлекательные и спортивные центры. Плюс к этому еще обслуживать траволаторы во всех московских портах, эскалаторы в метро.
Сегодня Московский государственный колледж электро-механики и информационных технологий — одно ведущих учебных заведений, где готовят специалистов, обеспечивающих функционирование огромного сегмента всего комплекса городского хозяйства. Поступить в колледж по конкурсу аттестатов. Никаких дополнительных вступительных испытаний для абитуриентов, как рассказывает Горбунов, тут не предусмотрено. А подать документы можно на сайте mos.ru.
— В Москве есть проект, который называется «Мастерство начинается здесь», — продолжает замдиректора колледжа. — Там ребята проходят профессиональное тестирование, чтобы понять, какая область им ближе. В МГКЭИТ у школьников есть возможность познакомиться с оборудованием и пройти нем профессиональные пробы. Мы проводим для будущих абитуриентов и экскурсии на промышленных приятия. Нельзя не отметить и бесплатные курсы, которые называются «Путь в МГЭКАИ», на которых можно «попробовать на вкус» профессию, еще обучаясь в девятом классе. Поэтому к нам приходят ребята, которых это уже заинтересовало. Так что все желающие поступить — сделают это. В этом году мы планируем получить на обучение 30 студентов.
Инженер по наладке Дмитрий Морозов, преподающий в колледже лифтовые дисциплины, раскрыл некоторые подробности учебного процесса. По его словам, уже на первом курсе у студентов в дополнение к общеобразовательным дисциплинам появляются и спецпредметы, на которых они знакомятся с лифтовым и механическим оборудованием.
— Они проходят теорию, сопряженную с практикой, — говорит Дмитрий Морозов. — Сама же учебная практика начинается уже во втором семестре. На ней ребята непосредственно работают руками. Собирают электрические схемы, учатся паять, работать молотком, напильником, ножовкой. Выполняют некоторые слесарные работы. Мы изучаем допуски, посадки, резьбы. Проводится и введение в профессию электрика. На специальном полигоне студенты изучают лебедки, кабины лифтов, двери шахты, балки, противовес и многое другое. У нас в колледже есть четыре настоящих лифта, которые подвешены в шахте, как в многоквартирном доме. Есть и лифтовое оборудование, которое стоит на стенде, станция управления лифтом, и макеты управления с кабиной и лебедкой. Мы ищем ошибки в системе управления, устраняем их. А многие компании поставляют нам и выведенные из эксплуатации лифты, которые требуют разборки. Это тоже очень хорошее подспорье. По меркам Москвы у нас уникальная лаборатория. И очень приятно, что на чемпионатах профессионального мастерства в компетенции «Вертикальный транспорт» наши студенты становятся золотыми призерами.
По словам преподавателя, к производственной практике студенты приступают со второго семестра второго курса.
— Она рассчитана на два месяца. Во втором семестре второго курса, — уточняет Морозов. — Иногда она бывает неоплачиваемая, когда студентов принимают как стажеров. Но именно после этой практики ребят, хорошо зарекомендовавших себя, приглашают на работу. И они могут устроиться уже летом. При этом студенты получают индивидуальный план — график обучения. Он, как правило, согласовывается. Но если студент работает на профильном предприятии, мы всегда идем навстречу.
Среди тех предприятий, куда идут работать выпускники, самым крупным стало АО «Мослифт». Можно отметить ТК «Элеватор», который обслуживает башни «Москва-Сити», ТРП-Групп (бывший «Шиндлер»), «ПИК-Комфорт» «Метеор-Лифт». И там ребята получают уникальную возможность применить свои знания как в области обслуживания лифтов многоквартирных домов, так и самого сложного оборудования, которое установлено, например, в «Башне Федерация», или «Лахта-центре» в Санкт-Петербурге. И это далеко не весь список: вакансий на крупных порталах по подбору персонала — масса.
Стартовая вилка выпускников начинается от 70 тысяч рублей. Но может быть и 90– 100 тысяч рублей. Отработав около года, можно рассчитывать и на 150 тысяч.
СПРАВКА
Первый электрический лифт в Москве появился в начале 1900-х годов по адресу Рождественский бульвар, 17. В те времена они были диковинкой и стоили очень дорого из-за поставок всех комплектующих из заграницы. На промышленной основе производство подъемников было налажено в СССР лишь после окончания Великой Отечественной войны — знаменитые сталинские высотки требовали не только установки лифтов оборудования, но и регулярного обслуживания их.
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Главная цель работы электромеханика по лифтам состоит в выявлении поломок систем управления и освещения, износа механических узлов, внутренних и внешних повреждений кабины. Для обеспечения безопасности пассажиров все выявленные дефекты необходимо оперативно исправлять.
В обязанности специалиста входит регулярный осмотр машинного отделения и кабины, выявление повреждений, ремонт, чистка и смазка элементов. Кроме этого, специалист может осуществлять монтаж подъемного оборудования и проводить демонтаж, заниматься наладкой. Он же проводит и испытания, в ходе которых регулируется плавность хода и скоростные показатели, устраняется вибрация. Кроме того, электромеханик лифтов должен уметь снимать показатели полупроводниковых элементов.
Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС) приводит восемь разрядов электромеханика по лифтам, где восьмой разряд — самый высокий.