МОСКОВСКИЕ ШКОЛЬНИКИ «ЗА КУЛИСАМИ» ГНЕСИНКИ

  • Анна Авдеева
  • 27.11.2025

Более 300 школьников из общеобразовательных организаций Москвы познакомились с творческой жизнью, педагогическими и просветительскими традициями старейшего российского музыкального вуза – Российской академии музыки имени Гнесиных

 

Проект Департамента образования и науки города Москвы, получивший название «Музыкальное закулисье», стартовал еще в сентябре. Для школьников – участников масштабного городского проекта «Музыка большого города» – был продуман интересный познавательный маршрут: знакомство – в теории и на практике – с работой музыкантов-профессионалов и учебной жизнью студентов музыкального профиля. А еще – изучение экспозиций самых впечатляющих музыкальных музеев города, к числу которых относится и музей-квартира знаменитого педагога-просветителя, основателя многоуровневой системы музыкального обучения – от первых шагов до высот исполнительского мастерства – Елены Фабиановны Гнесиной.

Гнесинка в этом отношении богата возможностями. Здесь несколько видов оркестров (симфонический, камерный, народный, джазовый, оркестр баянов), хоровые коллективы (академический и народный хор, ансамбль современной музыки Altro coro), факультет музыкального искусства эстрады, где учат петь, ставят мюзиклы, работают над развитием актерского мастерства. И вот этой осенью, минуя все преграды, ребята из московских школ изнутри увидели и узнали этот «плавильный котел», из которого выходят настоящие музыканты. Ребята, задействованные в проекте, как уже было отмечено, в своей личной творческой деятельности соприкоснулись в прошлом учебном году с проектом «Музыка большого города» – участвовали в различных городских конкурсах и смотрах, и этот новый проект был организован для них в качестве поощрения и нового творческого стимула.

В самом деле, особым событием в рамках проекта стало для ребят посещение Мемориального музея-квартиры основателя учебных заведений имени Гнесиных – Елены Фабиановны Гнесиной. Здесь с конца 1960-х годов все сохраняется в первозданном виде: мебель, посуда, предметы быта, фотографии с автографами великих современников хозяйки: Рахманинова, Скрябина, Хачатуряна, Хренникова. Юным гостям рассказали поразительную историю становления крупнейшего комплекса гнесинских учебных заведений, выросшего из небольшой частной музыкальной школы, основанной в конце XIX века сестрами Гнесиными.

Для школьников провели мини-концерт музыки композиторов, учившихся у сестер Гнесиных: звучал «Танец с саблями» и Вальс из «Маскарада» Арама Ильича Хачатуряна – композитора, который, кстати, пришел к Гнесиным учиться музыке аж в 21 год, еще не зная нот. Прозвучал и красочный музыкальный «инскрипт» – фортепианный фрагмент, сочиненный Рахманиновым на тему «E-F-G» – это музыкальные инициалы Е.Ф. Гнесиной. Также ребята услышали песню «Москвичи» Андрея Эшпая, ученика гнесинской школы, дошедшего до Берлина и адресовавшего оттуда Елене Фабиановне просьбы помочь вернуться к музыкальным занятиям; музыку из «Женитьбы Бальзаминова» Бориса Чайковского – талантливого ученика многоуровневой Гнесинской школы.

Юные гости, их учителя и педагоги на встречах всякий раз отмечали, что экскурсии и посещение музыкальных классов Гнесинки открыли им мир людей, «искренне любящих свою профессию, музыкальное искусство, но главное – с большим вниманием и терпением относящихся к детям».

В целом, идея увидеть изнутри жизнь молодежи, посвятившей музыке свою жизнь, безусловно, пошла школьникам на пользу и вдохновила их на собственные пока еще предпрофессиональные опыты в этом направлении.

 

 

Рекомендации