Site icon Пресса в образовании

Московские школьники завоевали 59 дипломов на олимпиаде по программированию

Московские школьники завоевали 59 дипломов на олимпиаде по программированию

Фото: пресс-служба ДОНМ

Победители и призеры получат льготы при поступлении в российские вузы.

Столичные школьники показали высокие результаты в финале Открытой олимпиады по программированию. Они завоевали 59 дипломов: 21 из них — первой степени, 18 — второй и 20 — третьей. Абсолютным победителем стал одиннадцатиклассник Петр Лосев из школы № 57. Об этом в своем Телеграм-канале сообщил мэр Москвы Сергей Собянин.

Школьник не первый год увлекается программированием. В 2024 году он становился победителем Всероссийской олимпиады и золотым медалистом Международной олимпиады по информатике. Петр поделился впечатлениями от прошедшего соревнования и планами на будущее.

«Мне очень понравились задачи. Особенно две из них, они оказались наиболее сложными. Для подготовки к олимпиаде я решал похожие задания, писал тренировочные туры других соревнований. Я стал заниматься программированием в седьмом классе, хотя до этого увлекался олимпиадной математикой. В ближайшем будущем я планирую выступить на Всероссийской олимпиаде школьников по информатике, а потом, возможно, опять пройти отбор на Международную олимпиаду», — рассказал Петр Лосев.

В этом году к итоговым состязаниям присоединились 484 старшеклассника из России и Белоруссии, включая 181 москвича. Чтобы принять участие в финале, школьники проходили отбор. Они должны были выполнить девять задач, составив исходный код программы на С++ и других языках программирования.

Заключительный этап соревнования состоялся 7 и 8 марта в Москве, Липецке и на федеральной территории «Сириус». Кроме того, можно было участвовать дистанционно. Финал состоял из двух туров, во время каждого из них школьники решали по четыре задачи. В режиме реального времени они писали код, который проверяла тестирующая система.

Открытая олимпиада по программированию проходит с 2002 года. Она является одним из самых авторитетных соревнований по предмету, а по сложности задач и уровню подготовки участников не уступает заключительному этапу Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Состязание входит в перечень Министерства науки и высшего образования РФ, поэтому победители и призеры получают льготы при поступлении в вузы.

Организуют олимпиаду столичный Департамент образования и науки, Московский физико-технический институт, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Центр педагогического мастерства при поддержке компаний «1С» и «Яндекс».

Юные москвичи, интересующиеся информатикой и программированием, могут поступить в предпрофессиональные инженерные и ИТ-классы, а также посещать занятия в городских и школьных кружках. В Центре педагогического мастерства готовят сборную, которая представляет столицу на Всероссийской олимпиаде по информатике. Кроме того, проходят специальные образовательные программы по работе с искусственным интеллектом. Это позволяет получить хорошую базу для поступления в вуз и профессиональной реализации в сфере ИТ.

Вот комментарии героев, которые получили диплом первой степени на Открытой олимпиаде по программированию:

Петр Лосев, ученик школы №57, абсолютный победитель:

Олимпиада мне понравилась, хорошее проведение, задачи тоже были интересные в оба дня. В первый день была прикольная задача на игры, там нужно было сказать, кто из двух игроков победит. Во второй день была задача на ориентированные графы. Они были наиболее сложными — это две единственные задачи, которые я не знал.

Если говорить о подготовке, то я пишу похожие туры с других олимпиад и прорешиваю задания. Главное в этом деле — решать как можно больше задач.

Я начал заниматься программированием в седьмом классе. Мне с младших классов нравилась олимпиадная математика. В пятом классе я перевелся в новую школу, у меня началось программирование — оно у меня получилось и очень понравилось, поэтому я начал им заниматься больше.

Из ближайших планов — скоро будет Всероссийская олимпиада школьников по информатике, хочу на ней хорошо выступить. После неё будет отбор на международную олимпиаду. Хотелось бы отобраться, как и в этом году, взять ещё раз золотую медаль и занять  как можно лучшее место в рейтинге.

Дарья Грекова, ученица школы №57 (второй результат):

 — Мне, в целом, понравились задачи, некоторые из них очень запомнились и показались интересными. Особенно необычной была задача А1. Она считается довольно сложной, при этом, у меня получилось ее решить, и мне показалась интересной сама идея решения.

Для подготовки я решаю туры различных олимпиад, выбираю для прорешивания разные задачи. Увлекаться программированием я начала с конца 5 класса, когда написала первую олимпиаду. Мне нравится этим заниматься, потому что мне интересно решать различные задачи. Кроме того, на олимпиадах по программированию сразу видишь свой результат, что тоже приятно.

Для победы нужно тщательно готовиться, решать разные задачи. И, конечно, необходимо немного везения, чтобы повезло подумать в нужном направлении. Стоит также правильно управлять временем на туре, не тратить слишком много времени на одну задачу, а смотреть на разные.

Артем Сарапкин, ученик лицея «Вторая школа»:

— Олимпиада была очень классная, на самом деле. В этом году были интересные задачи. Первый день мне понравился побольше, потому что задания были лучше сбалансированы, было больше заданий, которые я решал весь тур. Во второй день первые две задачи сдались достаточно быстро, поэтому он был для меня поскучнее.

Больше всего, наверное, мне понравилась третья задача первого дня. Она была не очень сложная, но там использовался классный алгоритм HLD, Heavy Light Decomposition. Я рад, что мне удалось его применить в боевом туре.

В ближайшее время я не планирую заниматься олимпиадным программированием, так как сейчас ухожу в сторону промышленного. Я недавно прошел стажировку, сейчас уже перешел на позицию джуниор-разработчика. Планирую дальше развиваться в эту сторону. Информатика мне нравилась с самого детства. Свой первый язык начал учить в 9 лет, и с того момента меня это не отпускало. И это, действительно, как-то лучше всего у меня получается.

Петр Долголаптев, ученик школы №179:

 — Я считаю, что задания на этой олимпиаде были крайне увлекательными. В этой олимпиаде очень интересная система — задачи разбиваются на подзадачи, которые приводят тебя к полному решению. Из-за этого решать их очень приятно.

Все задачи были хорошими, но, наверное, самая интересная была C2, потому что она была необычная. Чаще всего задачи решаются какой-то сложной структурой данных, которую люди учат очень долгое время. Но C2 может решить любой человек, ведь это математическая задача. В этом случае надо просто подумать и прийти к решению.

Для подготовки я прорешиваю задания и выезжаю на сборы. Сборы дают очень многое, на самом деле. На них ты получаешь всю теорию, без которой невозможно писать олимпиады.

Я занимаюсь программированием где-то с конца восьмого — начала девятого класса. Мне это интересно. Из ближайших планов — скоро будет финал Всероссийской олимпиады школьников по информатике. Я надеюсь там тоже взять диплом победителя.

Обеспечение качественной подготовки столичных школьников к олимпиадам соответствует задачам проекта «Все лучшее детям» национального проекта «Молодежь и дети».